Верность Медведева

Минэкономразвития советует премьеру Дмитрию Медведеву быть верным своим президентским обещаниям – не отменять продажу «Роснефти». «Роснефтегаз» должен выйти из ее капитала в 2013–2015 гг. Таковы предложения министерства к очередному заседанию правительства
Д.Рогулин/ ИТАР-ТАСС

Минэкономразвития предлагает Медведеву держаться прежнего курса даже в нефтегазовом секторе. С 2013 г. «планируется отчуждение» акций «Роснефти», которые сейчас принадлежат государственному «Роснефтегазу» (75,16%), а полный выход «Роснефтегаза» из капитала компании должен произойти к 2016 г. Об этом говорится в письме министра экономического развития Андрея Белоусова, которое 2 июня было направлено Медведеву для подготовки заседания правительства. Фраза про «Роснефть» включена в проект правительственного распоряжения с новым планом приватизации, который приложен к этому письму (копия есть у «Ведомостей», существование письма подтвердил чиновник Белого дома).

Приватизация компаний ТЭКа – главная правительственная интрига последних дней. Еще 31 мая планировалось рассмотреть вопрос на заседании кабинета министров. Но обсуждение перенесли «по техническим причинам», объяснял тогда вице-премьер Аркадий Дворкович, новое заседание – завтра, 7 июня.

В документе перечисляются и другие активы, о возможной приватизации которых стало известно еще на прошлой неделе (см. врез). Кроме того, отмечается, что до 2016 г. планируется выход государства из капиталов «Интер РАО», «Зарубежнефти» и «Русгидро» (с возможным сохранением «золотой акции» для двух последних компаний), а также сокращение госпакета в «Транснефти» и ФСК (до 75% плюс 1 акция).

«Роснефть» – самый дорогой актив государства в ТЭКе после «Газпрома». Дальнейшая приватизация газовой монополии пока не обсуждается. А вот выход государства из «Роснефти» планировался еще год назад. Тогдашний министр экономического развития Эльвира Набиуллина (сейчас она помощник президента) предлагала сделать это к 2017 г. То есть на год позже, чем сейчас Белоусов.

Все прошлогодние планы верстались по поручению президента Медведева. Но Владимир Путин, будучи премьером, не стал утверждать их и оставил своему преемнику. А накануне нового раунда обсуждений – в конце мая – президент Путин подписал указ, по которому «Роснефтегаз» сам может стать покупателем госактивов в 2013–2015 гг. Белоусов уже тогда заявил, что указ не ставит крест на приватизации «Роснефти». Но мало кто в это поверил, говорили сотрудники нефтегазовых компаний.

Главным противником ускоренной приватизации выступал бывший куратор ТЭКа Игорь Сечин, недавно возглавивший «Роснефть». У энергетического сектора своя специфика, отмечал он, к тому же компании сильно недооценены. Та же «Роснефть» стоила $80 млрд после народного IPO в 2006 г., на докризисных пиках в июне 2008 г. – почти $130 млрд, а вчера – $61 млрд.

Изменится ли что-то к 2013 г., который указан как отправная точка в письме Белоусова, пока не ясно. А эксперты советуют не торопиться. Сейчас, когда рынки так нервозны, приватизацию проводить нельзя, констатирует бывший министр финансов Алексей Кудрин: «Если сбрасывать акции в момент падения рынков, то бумаги российских компаний начнут падать еще больше». Нужно немного притормозить процесс и подождать, советует Кудрин.

Правительство прямо сейчас и не собирается ничего продавать, «но пакеты акций должны быть готовы к продаже, чтобы можно было осуществлять приватизацию при первой же возможности», говорит сотрудник Белого дома. А источник, близкий к «Роснефти», уверен, что Сечин найдет способ «протормозить» процесс – и не на один год. Представитель «Роснефти» вчера на звонки не отвечал.