Модель из Нью-Йорка

Московские власти готовят реформу рынка такси: они хотят ввести жетоны, дающие право на работу, унифицировать требования к машинам и часть тарифов

По информации департамента транспорта Москвы, сейчас в городе официально работает 17 000 такси, с учетом неофициальных перевозчиков – 50 000. «Москве требуется порядка 55 000 легальных такси и полное отсутствие нелегального извоза», – говорит руководитель департамента транспорта Максим Ликсутов. Каким должно быть столичное такси, чиновники уже знают – целевую модель рынка такси они обсудили с его участниками.

Один из основных элементов – новая система разрешений на работу, рассказывает Ликсутов. Бесплатные разрешения на конкретную машину будут заменены специальными жетонами без жесткой привязки к машине: заявленный автомобиль можно поменять, передать другому водителю (например, для работы во вторую смену). В будущем жетоны станут платными, но когда это произойдет, еще не решено.

Такая система работает в Нью-Йорке, напоминает гендиректор «Нового желтого такси» Феликс Маргарян. В Нью-Йорке каждое такси обязано иметь лицензию – специальный жетон, установленный на машине. Жетоны номерные и их количество не меняется, чтобы заняться извозом, нужно выкупить жетон у другого таксиста. Есть идея использовать этот же принцип, говорит источник, близкий к мэрии, но как и когда она будет реализована, пока не ясно.

Реформа будет интересна производителям жетонов, иронизирует председатель совета директоров «Городского такси» Константин Кричевский. Он не видит принципиальной разницы между разрешениями и жетонами или картами со специальным чипом, позволяющим проезжать на специализированные стоянки.

Еще одна мера – разделить такси на два сегмента: заказные (сами определяют тариф) и стандартные (их можно будет вызвать или поймать в городе, работают по установленному тарифу). Стандартные такси должны быть желтого цвета (можно обклеить пленкой, не меняя данных в паспорте), с колпаком «Такси» и шашечками, оборудованы навигатором, таксометром, устройством по приему банковских карт и т. п. Обязательно размещение в салоне информации о водителе, тарифах и колл-центре. По словам Маргаряна, пленка и оснащение GPRS-навигаторами обходится примерно в 30 000 руб. Унификация может негативно сказаться на конкуренции, разнообразии и качестве услуг, считает Кричевский, существующих требований к оформлению такси (шашечный пояс, фонарь оранжевого цвета, наличие в салоне информации о водителе и перевозчике) достаточно для идентификации. Единые тарифы могут убить конкуренцию, опасается и Маргарян: зачем компаниям соревноваться, если можно взять самую дешевую машину и заниматься извозом.

Требования будут вводиться постепенно, обещает Ликсутов, когда начнется реформа, он не может сказать. В ближайшее время в центре города начнут появляться специальные места посадки/высадки для официальных такси, ведутся работы по ликвидации препятствий для доступа легальных такси к вокзалам, создается специальное лизинговое предложение. Кроме того, департамент инициировал поправку в закон «О такси», по которой такси получат специальный номерной знак на желтом фоне. «Люди должны понимать, что это такси, а сейчас можно поставить шашечки и поехать, но нет никакой гарантии, что ты сел в легальное такси», – согласен Маргарян. По информации департамента транспорта, на данный момент выписано 403 административных протокола о нарушениях за нелегальный извоз, 161 автомобиль перемещен на спецстоянки. Главное изменение, которого все ждут, – разобраться с рынком нелегального такси, резюмирует Кричевский.