Верните акцизы

Петербург намерен добиться возвращения в городскую казну автомобильных и табачных акцизов. Это может принести более 25 млрд руб. и компенсировать сокращение нефтегазовых доходов, надеется губернатор

Закон о консолидированной группе налогоплательщиков, вступивший в силу с 2012 г., позволил компаниям, входящим в крупные холдинги, платить налог на прибыль как единому юрлицу. О консолидации заявляли, например, «Газпром», «Роснефть», «Лукойл», так они смогут избежать контроля за трансфертными ценами. В результате у бюджетов некоторых регионов из-за налоговой консолидации возникли потери: по данным ФНС, поступления налога на прибыль в I квартале снизились в 22 субъектах на 27,1 млрд руб. По данным мэрии Москвы, в 2012 г. из-за нововведений столица лишится 45 млрд руб. Петербург потеряет примерно 34 млрд руб., оценивает вице-губернатор Сергей Вязалов. В ходе весенней корректировки депутаты городского парламента сократили доходную часть бюджета на 5% (18,8 млрд руб.). По данным комитета финансов, в I квартале город вернул нефтегазовым компаниям около 6 млрд руб., уплаченных ранее авансом.

Петербург намерен компенсировать потери от изменений в Налоговый кодекс, которые обязали сырьевые компании платить налоги по месту своей производственной деятельности, заявил губернатор Георгий Полтавченко в интервью ИА «Интерфакс Северо-Запад». По его словам, город намерен добиться перераспределения акцизов на производство автомобилей и табачных изделий, львиная доля которых сейчас перечисляется в федеральный бюджет. «Это справедливо, и я намерен обратиться с этим к руководству страны», – сказал он информагентству.

Табачные акцизы перестали поступать в регионы с 2003 г., автомобильные – с 2007 г., напоминает руководитель корпоративной и арбитражной практики юркомпании «Качкин и партнеры» Кирилл Саськов. По данным Полтавченко, в 2011 г. сумма указанных акцизов составила около 148 млрд руб., из которых 55 млрд руб. перечислил Петербург. Для федерального бюджета указанные источники не являются бюджетообразующими, они дают около 1% от всех поступлений, считает губернатор. Смольный, по его словам, предлагает, чтобы 50% поступало в федеральный бюджет, 50% – в бюджет того региона, где акцизы собираются. «Город работал над развитием этих отраслей, прикладывал усилия. Если 55 млрд руб. поделить пополам, наш бюджет получит примерно столько же, сколько недополучил от нефтегазовых компаний», – сказал Полтавченко.

Вопрос о перераспределении акцизов уже звучал ранее, но вряд ли получит массовую поддержку – в России не так много регионов с развитой автомобильной и табачной промышленностью, другие регионы могут опасаться сокращения федерального финансирования, считает замдиректора Центра фискальной политики Александр Дерюгин. Чтобы инициатива была принята федеральным центром, за нее должны выступить все губернаторы СЗФО, логичным будет также обращение парламента, отмечает директор Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ Александр Ходачек. Перераспределение акцизов может временно покрыть выпадающие доходы, но предприятия тоже могут перерегистрироваться в другом регионе, предупреждает он. Объемы закупок российского газа в мире падают, поэтому налоговые отчисления «Газпрома» в бюджет Петербурга не будут расти, из-за чего доходы бюджета будут притормаживать, прогнозирует Дерюгин.