Игроки: Больше, чем просто сумма интеллектов

Инновации – это сегодня гораздо больше, чем просто изобретения, просто идеи или предложение простых решений. Должен быть управляемый процесс, решающий ряд фундаментальных проблем.

Witology

Краудсорсинговая компания. Занимается разработкой программной платформы и методологии организации работы методами краудсорсинга. Владелец – кипрская Alionta Holdings Limited (100%). Проект создан в 2008 г. Александром Ослоном и Сергеем Кареловым. Инвесторы проекта – группа «Онэксим» и группа «Спутник».

На сайте DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency), агентства по стратегическим разработкам министерства обороны США, отвечающего за перспективные разработки, на заглавной странице в самом центре висит идея и приз за решение одной из текущих задач.

Почему я привел пример DARPA? Ответ простой. Не только коммерческие компании успешно внедряют и реализуют сложные продукты. Продукт, который получило DARPA, заключался в создании и разработке новой боевой машины пехоты. Было получено 150 предложений проработанных технологических продуктов, часть из которых была отобрана, и был выбран призер. Конкурс прошел за полтора месяца. А на стандартную работу по разработке нового броневика раньше тратилось до года и десятки, а то и сотни миллионов долларов. Почему это стало возможно? Развиваются и формируются бизнес-модели, и есть волны развития технологий работы с идеями. Человечество начало в 60-х гг. с обычных баз данных, которые позволили быстро анализировать и структурировать информацию, искать там новые знания. Затем мы прошли стадии ERP (Enterprise Resource Planning System – система планирования ресурсов предприятия. – «Ведомости), общекорпоративных приложений. Сейчас мы верим, что формируется новая волна – мы ее назвали Social Application Suite. В чем смысл? Как здесь отмечалось, на каждого сотрудника компании – талантливого, умного, креативного – всегда найдутся такие же, кто работает на другие компании или занимается другим делом. Логика построения краудсорсинга открытых инноваций сводится к тому, чтобы организовать нужных людей, построить их системную работу и правильно использовать интеллектуальный ресурс. Я могу сослаться на опыт Goldcorp (этот кейс представлен в Wikinomics), когда золотодобывающая компания нашла новые месторождения при помощи краудсорсинга, были привлечены геологи из 56 стран.

В рамках проекта Foldit (компьютерная «игра с целью» разработана коллективом ученых Вашингтонского университета; игроки в качестве конечного результата игры помогают в решении проблем, которые оказались не под силу компьютерам. – «Ведомости»), завершившегося в 2011 г., получена модель фермента, который служит этапом решения задачи, как побороть вирус иммунодефицита. Геймеры в считанные месяцы нашли решение того, как теоретически должна выглядеть структура фермента. Прежде ученые потратили на это годы – и безрезультатно.

Можем ли мы в России заниматься социальными инновациями, какой на это спрос и какими могут быть результаты?

12 ноября 2011 г. завершился первый крупный проект «Сбербанк – будущее». Сбербанк и краудсорсеры разрабатывали две темы: «Сбербанк – будущее 21» (что должно находиться в портфеле продуктов и услуг для частных клиентов и для бизнеса) и «Прогресс-Россия – 21» (как сделать страну лучшей в мире). Фонд общественного мнения опросил тысячи людей и обнаружил, что 17% взрослого населения готово участвовать в таких проектах. Около 1 млн человек посетило ресурсы проекта, если брать все страницы. Около 106 000 человек стали участниками сообщества, которое растет на портале «Профессионалы.ru». Из них были отобраны те, кто готов поучаствовать в открытой доработке доклада «Прогресс-Россия – 21». Проект показал смысл управления инновациями и краудсорсингом. Если это однотактовое действие, которое вбрасывается в аудиторию и дальше не развивается, не происходит отбора идей и командной работы по доработке идей, – все может оказаться пшиком. Самое главное в краудсорсинге и в открытых инновациях – это организовать работу сообщества так, чтобы КПД сообщества был намного выше, чем интеллект самого умного его участника, и существенно превышал сумму интеллектов по отдельности.

В проекте Сбербанка был фильтр идей, которые сформировались в течение двух недель. От 1500 до 15 лучших решений в рамках 15 задач, которые были поставлены. Победители проекта получили не только ценные призы, не только рассматриваются Сбербанком как потенциальные сотрудники, но и присутствовали на конференции в Гостином дворе, где были в том числе и звезды мирового краудсорсинга, в частности Джефф Хауи – человек, который придумал этот термин.

Открытые инновации – это социальный лифт для талантливых людей, и это качественно иные результаты. И наконец, открытые инновации позволяют формировать облачные предприятия для совместной работы. Что системно больше всего востребовано компаниями, потому что создает среду для работы, создает двигатель процесса.