Fiat тормозит

Приход в Петербург концерна Fiat откладывается. Смольный и автопроизводитель не успели утвердить текст соглашения о строительстве завода, которое планировали подписать на Петербургском международном экономическом форуме

Fiat Group

Промышленный концерн. Компания основана в 1899 г. акционеры: семья основателя компании Джованни Аньелли – 30,43% голосов, казначейские акции – 3,2%, остальные акции – в свободном обращении. Капитализация – $5,7 млрд. финансовые показатели (2011 г.): выручка – $82,9 млрд, чистая прибыль – $1,86 млрд. Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей (2011 г.): в мире – 1,6 млн, в России – 28 254 (данные AEB). Владеет брендами Fiat, Alfa Romeo, Ferrari, Maserati, Lancia, Jeep, Chrysler, Dodge и др. В 2009 г. Fiat сформировала альянс с Chrysler, а в 2011 г. получила над ним контроль.

В мае комитет по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) подготовил и направил инвестору редакцию проекта документа, но процесс согласования окончательного варианта не закончен, поэтому подписание на форуме не состоится, переговоры продолжаются, сообщил представитель комитета. Форум пройдет 21–23 июня. В согласовании каких пунктов соглашения у городских властей и Fiat возникли сложности, представитель Смольного сообщить отказался. Представитель Fiat вчера не комментировал ситуацию.

Fiat решила разместить производство Jeep в Петербурге, сообщал в декабре 2011 г. Алексей Чичканов, возглавлявший тогда КИСП. Меморандум планировалось подписать в I квартале 2012 г. В феврале этого года Fiat и Сбербанк подписали соглашение о намерениях организовать в России производство на 120 000 автомобилей, предпочтительным местом расположения завода является Ленинградская область, а также сборку легковых автомобилей, внедорожников на московской площадке ЗиЛа. Общая сумма инвестиций в проект может достичь 850 млн евро, доля Сбербанка – 20%, сообщало ЗАО «Крайслер рус» (Fiat принадлежит 58,8% в Chrysler Group).

Fiat планирует занять около 100 га на территории проекта «Южный», который реализует на границе Петербурга и Ленобласти подконтрольная Захару Смушкину компания «Старт девелопмент», говорит источник, близкий к компании. Ему неизвестно о смене планов концерна.

Администрация делает все для прихода Fiat, но пока автопроизводитель не очень активен в этом вопросе, сказал «Ведомостям» в конце мая вице-губернатор Сергей Вязалов. По мнению чиновника, проблема может быть связана и со вступлением России в ВТО. «Я пообщался с представителями Chrysler и Fiat. С их слов, если таможенная пошлина на ввоз автомобилей у нас будет сведена к нулю, возможно, производить их будет проще на уже существующих заводах в Великобритании, а затем ввозить в Россию», – сказал Вязалов.

На переговорах с городом Fiat настаивала на целом ряде экономических привилегий, в том числе и на более весомых налоговых льготах, говорил в мае высокопоставленный чиновник Смольного. По его словам, в строительство завода мощностью 120 000 автомобилей Fiat планировала вложить примерно 40 млрд руб. Второе чтение в петербургском ЗС проходит закон, на семь лет понижающий ставку налога на прибыль с 18 до 13,5% для организаций, вкладывающих в экономику города от 15 млрд руб. В процессе переговоров с Fiat администрация, по словам Вязалова, поставила условие, чтобы все налоги, которые возникают в результате производства и продаж, оставались в городе. В конце 2011 г. Nissan присоединила свое дистрибуторское подразделение к петербургскому заводу.

Возможно, Fiat смущает перспектива перепрофилирования земельного участка, предназначенного под строительство, с сельскохозяйственного назначения на промышленное, рассуждает гендиректор аналитического агентства «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. По его оценке, это может занять более года.

Смена статуса участка не займет много времени, утверждает источник, близкий к «Старт девелопменту». По его словам, компания готовится подписать с городской администрацией соглашение о взаимодействии при реализации стратегического проекта «Южный», один из пунктов которого предусматривает содействие Смольного в перепрофилировании земли. Чаплыгин не исключает, что Fiat рассматривает и другие варианты площадок в городе – например, промзоны в городской черте.