Недовольные транжиры


Похожая ситуация была накануне кризиса 2008–2009 гг., напоминает экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. «У россиян мало опыта и знаний в экономике, поэтому кризис замечают только тогда, когда личные доходы резко упали, кредиты стали недоступны, а валюта девальвировалась», – рассуждает он. Правда, для компаний потребительского сектора это хорошая тенденция, считает Тихомиров. В последние месяцы именно потребительский спрос был основным драйвером развития российской экономики – рос оборот ритейла, продажи автомобилей и недвижимости, напоминает Тихомиров. Продажи новых автомобилей с начала года увеличиваются быстрее прогнозов: за пять месяцев рост составил 15%. Число сделок за месяц по продаже квартир в Москве этой весной побило рекорд 2007 г. Жаль, тренд недолговечен: разгон инфляции и рост ставок по кредитам сведет интерес к потребительскому кредитованию на нет, следом упадут и продажи, опасается Тихомиров.

Поведение российских потребителей не укладывается в мировые экономические тенденции: они очень боятся кризиса, но вместо того, чтобы копить, предпочитают тратить. Это показало ежегодное исследование Consumer Sentiment Barometer, проведенное The Boston Consulting Group (BCG). В 2011 г. число россиян, довольных своей жизнью, снизилось на 5 процентных пунктов – до 47% респондентов. Менее счастливыми себя чувствуют только японцы (38% довольных) и греки (38%), а самыми удовлетворенными жизнью (исследование охватывает 14 стран) стали жители Индии (78%), Швейцарии (75%) и Испании (70%). Россияне обеспокоены растущим неравенством между социальными слоями, снижением общего качества жизни и нехваткой возможностей для повышения социального статуса, показало исследование.

Еще жители России ждут ухудшения экономической ситуации в стране (только 29% верят, что она улучшится). При этом предыдущий кризис, негативно повлиявший на жизнь 60% россиян, не научил их экономить. Только 25% участников опроса из России заявили, что откладывают деньги, против, например, 69% в Индии. Для россиян тратить деньги – это удовольствие. С утверждением «чем больше я трачу, тем счастливее себя чувствую» согласились 42% респондентов из России – почти вдвое больше, чем в Швейцарии, Японии, Индии, Греции и США.