Технологии рынка: Москва объявляет мобилизацию

Почти половине строительных компаний в России не хватает специалистов.
Е. Кузьмина

По данным KPMG, 41% российских строительных компаний волнует нехватка сотрудников. Отрасли недостает как рабочих рук, так и управляющих кадров. Острее всего ситуация в транспортном строительстве.

В 1990-е гг. профессия строителя потеряла былую привлекательность, и выпускники школ не хотели поступать в строительные вузы. В результате из профессии выпал целый возрастной пласт, считает Владимир Воронин, президент ФСК «Лидер». По его мнению, это и стало причиной нынешнего кадрового голода на рынке недвижимости. В компаниях, основная специализация которых – жилищное строительство, не хватает и рабочих рук, и управленцев всех звеньев: начальников участков, главных инженеров, топ-менеджеров. «Сейчас к нам приходят либо менеджеры 50–60 лет, либо совсем молодые люди, которые снова пошли в строительные институты с начала 2000-х», – говорит Воронин.

По информации Минрегионразвития России, численность людей, занятых в строительной отрасли в стране, в 2012 г. достигла 5,4 млн человек. В стройкомплексе столицы трудится более 800 000 человек. Это официальные данные без учета нелегальных мигрантов.

Недобор

Строителей всегда не хватало. В советские годы дефицит наблюдался в основном в метростроении. «Москвичи неохотно шли работать в метрострой, поэтому 80% всех сотрудников были лимитчиками: людей набирали по комсомольскому призыву, из армии, – рассказал в интервью «Ведомостям» Евгений Кашин, гендиректор «Мосметростроя». – Людям предоставлялись общежития, потом квартиры. Проработав 10 лет в метрострое, в 50% случаев уходили из отрасли».

В зависимости от специфики работы застройщики ощущают дефицит тех или иных специалистов. «Если строится коммерческое жилье, требуется больше монолитчиков. Если выиграли конкурс на возведение жилья по горзаказу, в большом количестве нужны отделочники, сантехники, электрики, поскольку муниципальные дома сдаются с чистовой отделкой, – объясняет первый заместитель гендиректора «СУ-155» Валерий Сарокваша. – В данное время нам требуются монолитчики».

По данным Марата Хуснуллина, заммэра Москвы по строительству, на сегодняшний день в столице около 800 000 строителей (профсоюз строителей Москвы называет другую цифру – около 300 000 работников) и все они задействованы. Дефицит рабочих более всего ощущается при сооружении метро и дорожно-транспортной инфраструктуры. В метростроении не хватает рабочих по профессиям стволовой, проходчик, горнорабочий и др. У дорожников в дефиците специалисты по горнопроходческим работам. «Те метростроители и строители, которые у нас есть, могут освоить около 100 млрд руб. в год, а нам нужно 200 млрд, – отмечает Хуснуллин. – Поэтому специалистов-транспортников нам придется собирать по всей стране. Будем объявлять мобилизацию».

Чтобы выполнить масштабную городскую программу по метростроению и строительству дорог, необходимо дополнительно привлечь на стройки около 40 000 рабочих и ИТР, говорят в столичном департаменте строительства. Возникает вопрос: где взять кадры?

Ставка на россиян

Если раньше «пояс трудоустройства» Москвы составлял 80–120 км, то сейчас – 800 км, заявил недавно на пресс-конференции Олег Нетеребский, руководитель департамента труда и занятости столицы. В Москву едут рабочие из всех регионов России и СНГ, которые трудятся вахтовым методом. В среднем соотношение местных и приезжих строителей составляет 70 к 30. Но это в крупных компаниях. В «СУ-155» наемные рабочие в основном из центральных регионов России, Белоруссии и Казахстана (для них не требуется разрешения на работу). «Мосметрострой» для преодоления кадрового дефицита привлекает рабочих с угледобывающих районов России и ближнего зарубежья. Но часто бывает так, что генподрядчик продает подряд и в реальности работы ведут субподрядчики, которые, в свою очередь, нанимают субсубподрядчиков. В последних могут трудиться сплошь временные приезжие рабочие.

Чиновники столичного департамента труда и занятости предлагают строительным компаниям подыскивать работников с помощью ярмарок вакансий, которые проходят как в Москве, так и в регионах. В прошлом году департамент организовал шесть выездных ярмарок, в этом году намечены выезды в Смоленск, Рязань, Брянск, Иваново, города Ростовской области, где, по сведениям департамента, есть много незадействованных рабочих рук. В этом году впервые намечено провести видеоконференции с регионами, жители которых заинтересованы в работе в Москве. В службе занятости объясняют: жители регионов хотят зарплату не ниже 30 000 руб. (средняя зарплата в стройкомплексе Москвы – 48 000 руб.) и жилье на период работы. Если такие вакансии есть, от рабочих не будет отбоя, уверяет Андрей Кубышкин, начальник отдела внешней трудовой миграции департамента труда и занятости.

Правда, здесь существует проблема. Чиновник, знакомый с ситуацией, говорит, что возникают ситуации, когда регионы не хотят делиться кадрами с Москвой. Например, в Калужской области после открытия нескольких крупных заводов по сборке автомобилей появился дефицит рабочих рук в 40 000 человек. Местные власти подсчитали, что такое же количество калужан работает в Москве. И теперь говорят: помогите вернуть людей обратно. «В других регионах на нас также посматривают косо, – продолжает чиновник. – Отношение такое: Москва пришла высасывать трудовые ресурсы». Впрочем, тот же источник в мэрии отмечает, что в некоторых регионах трудовые ресурсы остались, но уже не в том количестве, как в 1990-е гг. Работать в Москве желают жители регионов с высоким уровнем безработицы, например с Кавказа. Вопрос в том, кто захочет их взять.

Что касается иностранных работников, столичные власти побуждают застройщиков от них отказываться и выбирать россиян. А все потому, что в российских регионах, особенно в райцентрах, много людей без работы.

Совсем без мигрантов Москва обойтись не может. Но за последние четыре года квоту на привлечение иностранных рабочих власти сократили почти в 3 раза – с 560 000 в 2008 г. до 200 000 в 2012 г. На самом деле, говорят эксперты, от 1 млн до 2 млн мигрантов. Сколько из них работает на стройках, можно лишь догадываться. В профсоюзе строителей Москвы высказывают предположение, что около 70 000 иностранных работников.

По данным городских властей, сейчас средний возраст московских строителей – 50 лет. Отрасли нужна молодая кровь, но с трудоустройством выпускников строительных колледжей и вузов существует проблема. Студенты главного строительного вуза страны – МИСИ-МГСУ говорят, что компании предпочитают брать на работу тех, у кого уже есть опыт. Ректор вуза Валерий Теличенко подтверждает: студенты 3–4-го курсов – а это около 3000 человек – не всегда могут найти компанию, которая бы взяла их для закрепления теории. Что говорить о постоянном трудоустройстве? Похожая ситуация в строительных колледжах, ежегодно выпускающих более 1000 молодых специалистов. В лучшем случае по полученной специальности трудоустраивается половина выпускников. Причина тому – не столько нехватка рабочих мест, сколько низкий уровень зарплаты и не устраивающие выпускников условия труда.

За зарплатой – в суд

В настоящее время в банке данных Московской службы занятости около 140 000 вакансий. Строительная отрасль представлена более 40 000 предложений, из них 39 000 – рабочие специальности. Судя по заявкам работодателей, самые востребованные профессии – маляры со средней зарплатой 20 000 руб., каменщики – 20 900 руб., бетонщики – 21 000 руб. В апреле – мае лидерство удерживали дорожные строители. Например, проходчику предлагалась оплата в размере 32 600 руб. в месяц. Но откликов и последующего трудоустройства, сетуют в службе занятости, немного. Не устраивает низкая зарплата, которую указывают работодатели.

Этой весной столичный градоначальник Сергей Собянин посетил площадку строительства второго выхода со ст. м. «Петровско-Разумовская». Во время обхода стройки проходчик по имени Максим поинтересовался у мэра, куда уходят огромные деньги, выделяемые на метростроение, если средняя зарплата проходчиков – 25 000 руб., да и те выплачивают с задержкой. История просочилась в СМИ, поднялся шум, последовали разбирательства. В итоге Госинспекция труда по Москве так и не смогла ничего добиться. Ведомство имеет право провести проверку в компании, если поступило обращение от конкретного рабочего с указанием фамилии, должности. А выяснить фамилию подошедшего к мэру проходчика так и не удалось.

В московском городском правовом центре «Защита», специалисты которого оказывают помощь по вопросам трудового законодательства, отмечают, что данный случай типичный. «Строительная отрасль проблемная. Основные нарушения – неоформление работников должным образом, невыплата зарплаты, незаконное увольнение, – перечисляет замдиректора центра «Защита» Денис Водяков. – Пик обращений был зафиксирован при строительстве участка метро «Строгино» – «Митино». Строители-россияне, которые работали вахтовым методом, жаловались на ненадлежащие условия труда, задержки в выплате заработной платы, которая еще и отличалась от обещанной».

По словам Водякова, если московские рабочие и строители-россияне сталкиваются с каким-то одним нарушением трудовых прав, то иностранные – с комплексом нарушений, как говорится, от А до Я. Начинается все с того, что мигранта неправильно оформляют на работу, в дальнейшем это приводит к массе других проблем, связанных с задержкой или невыплатой зарплаты, отсутствием отпуска. А заканчивается все увольнением на словах, без ознакомления с приказом. «Работая с такими людьми, приходится начинать с того, чтобы доказать факт работы человека в организации», – объясняет Водяков.

Все на переобучение

Учитывая большие планы московских властей по транспортному строительству, в руководстве стройкомплекса серьезно задумываются о том, чтобы заняться обучением и переобучением рабочих с одних строительных специальностей на другие. «По общестроительным работам у нас строителей хватает, по транспортному строительству – нет, поэтому, чтобы не потерять строительные мощности, часть работников желательно переучить и переформатировать на новую работу. Сделать это надо уже в ближайшее время», – говорит Марат Хуснуллин.

В службе занятости предложение поддерживают и даже говорят о том, что на повышение квалификации и переквалификацию государство выделяет средства, но речь идет только об обучении москвичей. Возникает вопрос: кто и за чей счет будет переобучать рязанцев, туляков, ивановцев, которые приедут на стройки Москвы? То, что для них потребуется переквалификация, сомнений не вызывает. Метростроением в России ни один регион, кроме Москвы, в настоящее время не занимается. В городских структурах на этот счет пока определенной позиции нет. В решении последнего заседания коллегии стройкомплекса, прошедшего в феврале этого года, записано выделить финансирование комплексу градполитики и департаменту образования на переобучение рабочих по ряду строительных специальностей. Но обучаться за счет столичного бюджета опять же смогут только те работники, которые постоянно зарегистрированы в столице. Думать о том, как довести до необходимого профессионального уровня людей, которых Москва привлечет из регионов, придется самим организациям.

В «Мосметрострое» – основном подрядчике строительства метро в Москве к подобному развитию событий готовы. В компании восстановлена собственная техшкола, существовавшая в советские годы, где ветераны-метростроевцы обучают основным метростроевским профессиям. Этим отчасти объясняется тот факт, что в базе данных столичной службы занятости практически отсутствуют вакансии по метростроению. Сейчас в «Метрострое» работает почти 9000 человек.

«В отрасли существует дефицит рабочих, но сами застройщики о своих кадровых проблемах предпочитают не говорить, – подводит итог чиновник стройкомплекса. – По словам руководителей компаний, дефицита кадров у них нет и с любыми заказами они готовы справиться».

Как унять кадровый голод

Александр Ручьев, президент ГК «Мортон»:

– Сейчас в компании работает 1200 человек, и могу сказать, что мы также испытываем кадровый голод. Речь идет о нехватке квалифицированных менеджеров и специалистов всех уровней: мастеров, начальников участка, ведущих инженеров, специалистов технадзора, топ-менеджеров. Мы воспитываем кадры сами, в компании создан учебный центр. Это наше ноу-хау. В течение 3–4 лет интенсивного обучения мы делаем из новичка профессионала. Около 50% персонала – это сотрудники, которых мы набираем в регионах.

Денис Лисицин, директор по персоналу и организационному развитию «Сити – XXI век»:

– Подбор рабочих мы осуществляем с помощью специализированных кадровых агентств, размещения запросов в специализированных медиа и так называемого сарафанного радио, когда рабочие рекомендуют своих коллег и знакомых. Уровень зарплаты для мастеров рабочих специальностей является главным критерием при устройстве в компанию. Сейчас в компании работает более 400 сотрудников, 20% из них – молодые специалисты. В дальнейшем они смогут обеспечить преемственность при реализации долгосрочных проектов. Постоянный штат в генподрядной организации составляет около 30%. 70% – рабочие, которые трудятся вахтовым методом. В компании открыта школа профессионального мастерства, в которой на тренингах и семинарах наращивают свои компетенции работники всех уровней – от специалистов до топ-менеджеров. Школа активно практикует и внешнее обучение, особенно в сфере зеленого строительства. Часть сотрудников проходит обучение по программе MBA. Все большую роль играет также система наставничества, когда высокопрофессиональные сотрудники работают с молодыми специалистами. Есть система поощрения инноваций, когда сотрудники, обмениваясь опытом, индивидуально или коллективно в ходе мозговых штурмов выдвигают предложения по улучшению девелоперского продукта или бизнес-процессов компании.