Директор-политик

Алексей Навальный избран в совет директоров «Аэрофлота». Карьеру политика он прекращать не намерен
М.Стулов/ Ведомости

Вчерашнее собрание акционеров «Аэрофлота» завершилось сюрпризом. В новый состав совета директоров помимо директора по макроэкономическим вопросам Высшей школы экономики Сергея Алексашенко вошел один из лидеров оппозиции – Алексей Навальный.

Что предлагает Навальный

Убрать чиновников из советов директоров госкомпаний. Все назначения на руководящие должности должен осуществлять комитет из независимых директоров. Комитет по аудиту совета директоров должен создать систему анонимных сообщений о злоупотреблениях. Акционеры по первому запросу должны получать причитающиеся им документы.

О выдвижении Национальной резервной корпорацией (НРК) Александра Лебедева его кандидатуры в совет стало известно еще в феврале. Но тогда сам Навальный подчеркивал, что для НРК приоритетно сохранение кресла директора за Алексашенко (второе принадлежало представителю Лебедева Леониду Душатину). Для избрания Навального голосов (около 14%) может не хватить.

Но Лебедев решил провести в совет двух независимых директоров. Он рассказал «Ведомостям», что доверенность на голосование всем своим пакетом передал Алексашенко с рекомендацией по возможности обеспечить избрание двух кандидатов: его самого и Навального. Пакета НРК хватило с лихвой. Алексашенко получил 838 млн, а Навальный – 786 млн голосов. С учетом кумулятивного голосования за первого проголосовало 6,9% акций, за второго – 6,5%. А с учетом явки, по предварительной оценке ревизионной комиссии составившей около 70%, Алексашенко получил 9,8% голосов явившихся на собрание, Навальный – 9,2%.

Впрочем, близкий к корпорации источник уверяет, что от НРК Навальный получил лишь порядка 4,5% голосов. Кому еще они были отданы, собеседник «Ведомостей» не говорит. Сам Навальный тоже уверен, что прошел в совет благодаря голосам не только НРК, но и миноритариев, чьи права он давно активно защищает. Он напомнил, что международные консультанты, дающие миноритариям рекомендации по голосованию, признали его независимым директором и рекомендовали поддержать. Навальный предварительно встречался с представителями некоторых инвестфондов, ему удалось перетянуть их на свою сторону, говорит источник в новом совете директоров «Аэрофлота». Что именно это были за фонды, он не сказал.

Детальной программы работы в совете «Аэрофлота» у Навального нет. Он лишь отметил, что планирует войти в состав комитета по аудиту и обсудить свою давно обнародованную корпоративную программу управления (см. врез). Впрочем, революций устраивать не придется, уверен Навальный: «Аэрофлот» – одна из самых открытых российских госкомпаний». Как будут распределены в новом совете роли между ним и Алексашенко, он еще не знает. Алексашенко говорит, что готов к сотрудничеству, но его формат пока не обсуждал. Лебедев же уверяет, что никакого давления на Навального, с тем чтобы тот отстаивал интересы НРК, оказывать не будет.

Председатель совета директоров «Аэрофлота» Кирилл Андросов говорит, что готов к работе с Навальным. По его словам, он «милый человек» и компетентный юрист в области корпоративного управления. Андросов тоже говорит, что «Аэрофлот» – одна из самых открытых компаний в стране, поэтому прихода Навального бояться не нужно. Другой член совета директоров добавил, что теперь в совете «будет как минимум не скучно».

Навальный говорит, что избрание в совет «Аэрофлота» не означает его ухода из политики. Избрание связано с компетенцией в области корпоративного права, а не с политическими взглядами. Никакими рисками для «Аэрофлота» это не грозит. Партнер юридического бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Степанов согласен с этим. Даже если Навальный по каким-то причинам не будет исполнять свои обязанности, в совете останется еще 10 человек, и это не повлияет на его работоспособность. Серьезно влиять на политику компании Навальному и Алексашенко тоже вряд ли удастся. Степанов напоминает, что контрольный пакет «Аэрофлота» по-прежнему в руках у государства.