Выхода нет

ФСТ отказала в выходе на оптовый рынок электроэнергии первым трем компаниям, рискнувшим воспользоваться новыми правилами покупки энергии

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Решение о запрете правление приняло вчера, рассказали «Ведомостям» два участника заседания. Отказано «Русэнергоресурсу» (покупает энергию для существующих объектов «Транснефти»), «Транснефтьэнерго» (обслуживает новые объекты монополии) и сбытовой компании «Инженерные изыскания», которая собиралась поставлять энергию «Воркутауглю» (входит в «Северсталь»). «Нам сказали, что наш выход будет невыгоден остальным потребителям», — объяснил один из участников заседания. Представитель ФСТ не ответил на звонки.

При выходе крупного потребителя на оптовый рынок тарифы для небольших потребителей могут вырасти — им достанутся расходы, которые приходились на долю выбывших с розницы, говорит аналитик «ВТБ капитала» Михаил Расстригин. Так что решение ФСТ — попытка «вручную» сдержать рост тарифов, резюмирует он.

Раньше крупным потребителям энергии для выхода на оптовый рынок требовалась справка от местных властей о социально-экономических последствиях для региона. Теперь компаниям нужно расторгнуть договоры с партнерами по розничным покупкам, установить счетчики, зарегистрировать группы точек поставки и предоставить в ФСТ документы.

Сбыты «Транснефти» и «Северстали» собирались выйти на оптовый рынок с 1 июля. Экономия от смены рынка должна была быть существенной, вздыхает сотрудник одной из компаний. На оптовом рынке потребитель самостоятельно управляет отклонениями и нагрузкой, а в рознице платит за отклонения, которые ему транслирует сбыт, и еще оплачивает сбытовую надбавку, объясняет старший партнер фонда «Форсайт» Андрей Абрамов. Надбавка в среднем около 5% от конечной цены электроэнергии, отметил директор НП «Сообщество покупателей рынков электроэнергии» Дмитрий Говоров.

Но ощутить выгоду компаниям не удалось. ФСТ, вначале включив объемы потребления компаний в сводный прогнозный баланс оптового рынка, вчера исключила их. Решение действует до конца этого года, сказал один из собеседников «Ведомостей».

Представители компаний от комментариев отказались. Зато возмущен Говоров: «Это разворот не к потребителю, а от него». Говоров направил письмо руководителю ФСТ Сергею Новикову с просьбой «не принимать решения, которое приводит к ухудшению положения потребителей электрической энергии». Ведь это создает прецедент для дальнейшего переписывания правил, обеспокоен Говоров.