Инсулин для «Фармстандарта»


Российский «Фармстандарт» планирует заключить с французской Sanofi договор о продаже ее инсулинов. Фармпроизводитель направил в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) заявление с просьбой проверить, соответствует ли антимонопольному законодательству проект договора, который он планирует заключить с «Авентис фармой», российской «дочкой» Sanofi, сообщила служба. Речь идет о продажах пяти наименований инсулина разных лекарственных форм – всего девяти препаратов.

О переговорах знает один из участников рынка. Представители Sanofi и «Фармстандарта» от комментариев отказались.

Общий объем рынка инсулиновых препаратов в 2011 г., по данным DSM Group, составил 10,1 млрд руб. (в розничных ценах). Почти весь рынок делят три компании: Novo Nordisk (4,09 млрд руб.), Sanofi (3,25 млрд руб.) и Eli Lilly (2,08 млрд руб.). Продажи семи из девяти препаратов, поставками которых может заняться «Фармстандарт», в 2011 г. составили около 3 млрд руб., – это почти треть всего российского рынка инсулинов, подсчитали аналитики DSM Group. Двух препаратов в статистике DSM Group нет. Они могут быть не представлены на российском рынке, говорит гендиректор DSM Group Сергей Шуляк.

Сейчас, пишет ФАС, все девять препаратов производят «Санофи-Авентис дойчланд» и «Авентис фарма дойчланд», а продает в России «Авентис фарма». Но у Sanofi уже есть собственное производство в России: в 2010 г. компания купила завод «Биотон Восток» (сейчас «Санофи-Авентис Восток») в Орловской области. Сейчас мощность завода – 15–30 млн единиц дозированных форм инсулинов в год.

Переговоры «Фармстандарта» с Sanofi, возможно, связаны с тем, что российской компании не удалось занять значительные позиции на рынке инсулинов (в 2011 г. продажи инсулинов «Фармстандарта» составили 263,2 млн руб.), полагает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Если договор будет заключен, «Фармстандарт» получит опыт продаж и продвижения инсулинов, продолжает эксперт, а Sanofi приобретет партнера, имеющего связи с дистрибуторами, опыт участия в тендерах, а также сильную маркетинговую команду.

Инсулины – не взаимозаменяемые лекарства, поэтому на каждом из товарных рынков «Авентис фарма» занимает доминирующее положение, пишет ФАС. Служба предписала сторонам до заключения договора разработать и разместить на своих сайтах документ, содержащий в том числе требования, которые они предъявляют к контрагентам, процедурам и срокам принятия решений о заключении или отказе в заключении договоров поставки.