Вертолет на «Горизонте»

Компания «Горизонт» освоила выпуск из комплектующих австрийской Schiebel Corporation первого в России серийного беспилотного летательного аппарата (БЛА) вертолетного типа

ОАО «Горизонт» (Ростов)

Оборонное предприятие. Основные акционеры (данные компании): Виталий Мазин (20,1%), Роман Мазин (33%), Георгий Мазин (21,7%). Финансовые показатели (РСБУ, 2011 г.): Выручка – 596 млн руб., Чистая прибыль – 18 млн руб.

Schiebel Corporation (Австрия)

Оборонное предприятие. Владелец (данные компании) – Ханс Георг Шибель. Финансовые показатели не раскрываются. Объем продаж головной компании холдинга Schiebel Elektronische Gerate GmbH (2011 г., данные hoovers.com) – $41 млн. Завод Schiebel в Винер-Нойштадте (Австрия) может выпускать до 120 БЛА ежегодно, также холдинг имеет завод в Абу-Даби, офисы в Вашингтоне и Пномпене (Камбоджа).

В России аппарат Camcopter S-10, созданный Schiebel, называется «Горизонт эйр S-100». Это первый в стране серийный беспилотник вертолетного типа, до этого у нас производились и использовались только БЛА самолетного типа», – рассказала заместитель генерального директора «Горизонта» Ольга Жук-Триполитова. По ее словам, Camcopter S-10 – один из лучших и самых известных на мировом рынке БЛА с вертикальным взлетом.

Контракт с Schiebel «Горизонт» подписал в декабре 2010 г., в июле 2011 г. Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) выдал аппарату сертификат летной годности, летом – осенью на море и в горах компания провела эксплуатационные испытания для береговой охраны и демонстрационные для других спецслужб, рассказала Жук-Триполитова.

«Горизонт» может одновременно собирать шесть комплексов БЛА. «Комплекс с одним вертолетом в зависимости от дополнительного оборудования и дальности выбранной антенны стоит 120–140 млн руб., непосредственно вертолет стоит 30 млн руб.», – говорит Жук-Триполитова. В этом году компания планирует заключить договоры на поставку четырех комплексов – «более чем достаточно, чтобы окупить вложения в организацию производства». Возможных покупателей топ-менеджер не называет.

В России активно применяются БЛА типа монокрыло Zala aero, «Элерон» и «Орлан», говорит Жук-Триполитова. Преимущества аппарата вертолетного типа в том, что он может зависать, долго летать по орбите, работать в горах, находиться в одном воздушном пространстве с другими БЛА, садиться даже на маленький патрульный катер, перечисляет она.

«Горизонт» производит судовые и береговые радиолокационные станции для ВМФ, является основным поставщиком средств технической охраны границы России. Компания, по словам Жук-Триполитовой, давно сталкивалась с проблемой мобильного воздушного датчика, необходимого для решения многих задач, – в России не удалось найти партнера по производству БЛА. В 2010 г., продолжает она, генеральный директор «Горизонта» Игорь Хохлов познакомился с руководителем и владельцем Schiebel Хансом Георгом Шибелем и через полтора месяца переговоров был заключен контракт. Выпуск БЛА важен в том числе и для диверсификации бизнеса, поскольку «Горизонт» – оборонное предприятие – сильно зависит от гособоронзаказа, отмечает Жук-Триполитова.

«Горизонт» и Schiebel объединили усилия для поставки в Россию БЛА», – говорится на сайте австрийской компании. Первый замминистра обороны России Александр Сухоруков в апреле после поездки по оборонно-промышленным предприятиям Австрии высоко оценил характеристики Camcopter S-100. Чиновник Минобороны сказал «Ведомостям», что этими БЛА интересуются ВМФ России и Пограничная служба ФСБ.

«Camcopter S-100 используются во всем мире, хорошо себя зарекомендовали, в России вертолетов такого класса нет, ведутся разработки, но реально они появятся только лет через пять», – говорит заместитель гендиректора «Зала аэро» Максим Шинкевич. «БЛА вертолетного типа разрабатывает госхолдинг «Вертолеты России», – подтверждает пресс-секретарь холдинга Роман Кириллов, но не говорит, на какой стадии работа. «Вертолеты России» этим летом планировали только представить эскизный вариант, сказал источник в отрасли.

Успех проекта «Горизонта» будет зависеть от того, готовы ли потенциальные заказчики платить такую цену, отмечает Шинкевич. «Высокая она или низкая, не берусь оценить – конкурентов нет, но, например, наши серийные беспилотники-самолеты стоят от 1 млн до 15 млн руб.», – добавляет он. Но самолеты не могут нести такого тяжелого оборудования, как Camcopter S-100, например радар или мощную камеру, признает Шинкевич.

По словам Шинкевича, в России эксплуатируется несколько сотен БЛА (пограничники, Минобороны, МЧС, МВД, нефтяники), точнее оценить нельзя, так как большинство торгов на их поставку закрытые, ежегодно покупаются до сотни новых комплексов (в комплексе часто больше одного БЛА, 2–4) и спрос быстро растет.