Китайский звонок


Крупнейший в Китае производитель телекоммуникационного оборудования и электроники ZTE начинает продавать в России смартфоны под собственным брендом, говорится в совместном сообщении ZTE и ее российского партнера – компании «Марвел-дистрибуция». Раньше телефоны ZTE продавались здесь только под маркой МТС, рассказал «Ведомостям» директор департамента «Цифровая техника и мобильные средства связи» «Марвел-дистрибуции» Вадим Степанишин. По его словам, в первый год работы ZTE рассчитывает занять 3–4% рынка российских смартфонов. Представитель ZTE в России не ответил на звонок.

По словам Степанишина, ZTE делает ставку на тех потребителей, которые готовы поступиться брендом в пользу более низкой стоимости смартфона. Близкий к «Марвел-дистрибуции» источник говорит, что ZTE хочет выпускать смартфоны, по функциональности напоминающие iPhone от Apple и смартфоны от HTC, но более дешевые.

По данным Gartner за первые три месяца этого года, ZTE занимает 4-е место на мировом рынке телефонов с долей 4,2%. В России ее позиции скромнее: по данным одной из крупных розничных сетей, в I квартале 2012 г. МТС под своей маркой продала менее 100 000 телефонов ZTE, или около 1% всего рынка. Правда, сама МТС эти данные не подтверждает.

Одна модель смартфона от ZTE за 7990 руб. со второй половины июня уже продается в «Связном», говорит представитель ритейлера Елена Ноготкова. При правильном позиционировании и грамотной маркетинговой политике у ZTE есть шансы занять определенную нишу на российском рынке, считает она. Таких шансов у китайских производителей нет, потому что применяемые ими схемы дистрибуции плохо работают на российском рынке, возражает президент «Евросети» Александр Малис. На рынке уже есть пример Huawei, которая неправильно зашла на российский рынок, используя только демпинг, объясняет он. Шансы добиться даже показателей Huawei у ZTE невелики, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Они не вкладываются в сильную команду, а также хуже изучили российскую специфику и потому уступают своему конкуренту-соотечественнику, считает он.

«Сегодня с учетом ослабления позиций Nokia у любого бренда, который правильно выстроит свое продвижение, есть шанс занять даже до 10% рынка», – считает вице-президент Lenovo Глеб Мишин. «Сейчас в России активно работает около 20 производителей телефонов, продвижение малоизвестного бренда потребует существенных затрат», – считает представитель МТС (владеет собственной розничной сетью РТК) Валерия Кузьменко. Охват такой доли рынка может стоить компании не менее $5 млн, оценивает Малис. Представитель «Марвел-дистрибуции» отказался назвать размер инвестиций в продвижение бренда ZTE на российском рынке.