$10 млн на манипулирование ссылками

Фонд прямых инвестиций iTech Capital, основанный совладельцем Qiwi Андреем Романенко, бывшим партнером Mint Capital Глебом Давидюком и несколькими выходцами из DST, инвестировал $10 млн в компанию Seopult, занимающуюся оптимизацией результатов поиска – повышением позиций нужных страниц в поисковой выдаче

Пакет, приобретенный фондом, составляет до 25%, рассказал управляющий партнер iTech Capital Глеб Давидюк. Одним из пяти членов совета директоров Seopult станет инвестиционный менеджер фонда Николай Давыдов.

Сервис Seopult основали в 2008 г. Игорь Артеменко и Николай Евдокимов. Основной бизнес этой компании – поисковая оптимизация (SEO, search engine optimisation), в результате которой ссылка на сайт, интересующий заказчика, появляется на первых местах в результатах поисковых запросов по заданным ключевым словам. Автоматизированная система Seopult анализирует сайт заказчика, после чего тот получает рекомендации о том, как его оптимизировать: как выстроить структуру страниц и ссылок между ними, где разместить описание товаров, а где – рекламу или ссылки на другие сайты, как продвигать сайт через биржи ссылок. Через эту же систему можно разместить или заказать рекламу по нужным запросам в поисковиках. Финансовые показатели Seopult Артеменко и Давидюк не называют. Давидюк говорит лишь, что бизнес компании быстро растет и iTech уже планирует следующий раунд инвестиций в нее.

Это уже вторая заметная сделка на российском рынке SEO. Первая состоялась еще в 2008 г., когда фонд DST Юрия Мильнера и Алишера Усманова приобрел 25,1% российской биржи ссылок Sape. Стоимость этого пакета не раскрывалась. Представители Sape, а также другого близкого конкурента Seopult – компании Rookie на запросы «Ведомостей» не ответили.

Весь российский рынок SEO за 2012 г. iTech Capital оценивает в $332 млн. Из них $141 млн приходится на торговлю ссылками, когда одни сайты за деньги размещают ссылки на другие; еще $135 млн – на SEO-сервисы, в том числе автоматические, подобные Seopult; $23 млн – на SEO-консалтинг. Еще $33 млн фонд отводит на рынок так называемой черной оптимизации, использующей такие запрещенные поисковиками методы, как, например, размещение на страницах невидимого текста (под цвет фона страницы), по которому эти страницы и индексируются.

Артеменко говорит, что инвестиции iTech будут использованы для выхода на рынки других стран (в частности, Таиланда), а также на смежные рынки SEO. В частности, недавно Seopult запустила свою биржу ссылок TrustLink.

Рынок SEO совершенно непрозрачный в отличие, например, от рынка контекстной рекламы, указывает гендиректор рекламного агентства iContext Мария Черницкая. А управляющий партнер «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов предупреждает, что бизнес оптимизаторов зависит исключительно от доброй воли поисковиков, которые пока закрывают на него глаза. «Яндекс» каждый год выступает против методов SEO, но бизнес поисковой оптимизации остается, возражает Артеменко.