Такаси Нисиока: «Много раз жениться тяжело»

Председатель совета директоров Mitsubishi Motors Такаси Нисиока об автомобиле будущего, проблемах в Европе, перспективах российского рынка, о том, как должны выстраиваться отношения между партнерами альянсов
А.Махонин/ Ведомости

– Действительно, в конце 2012 г. мы закончим производство на заводе в Голландии. Ситуация на рынке Европы очень сложная. Но есть еще одна причина закрытия. Завод был создан с участием компаний Daimler и Volvo, территория предприятия очень большая. Мы прикладывали максимальные усилия, чтобы не останавливать завод. Нам помогали власти Голландии. Но сделать завод эффективным не удалось. Поставку автомобилей на рынки европейских стран мы продолжим и даже увеличим за счет наших заводов в Таиланде, Японии и в перспективе, может быть, и в России.

1989

заместитель генерального менеджера Нагойского завода авиакосмических систем Mitsubishi Heavy Industries

1999

президент Mitsubishi Heavy Industries, с 2005 г. по совместительству – председатель совета директоров Mitsubishi Motors Corporation

2008

директор Mitsubishi Heavy Industries, Ltd., председатель компании Mitsubishi Aircraft Corporation

2007

президент японской ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами «Ротобо»

Mitsubishi: прошлое и будущее

Mitsubishi была основана Ятаро Ивасаки в 1873 г. как судостроительная и судоремонтная компания. В 1875 г. после нескольких смен названий она стала называться Mitsubishi Mail Steamship Company (Почтовая пароходная компания Мицубиси) – так появился прародитель всех современных компаний Mitsubishi. Первые автомобили – «модель А» – сошли с конвейера предприятия в 1917 г. (на фото). Во многом они напоминали машины Форда. В 1921 г. выпуск их был прекращен, так как в Японии спрос на легковые автомобили был небольшой. Автомобиль будущего Такаси Нисиока описывает так: «В перспективе автомобиль останется, потому что люди должны встречаться, им нужно перемещаться. Бензиновые автомобили будут сокращаться, и доля экологичных моделей будет расти, это будет стабильной тенденцией. Но бензиновые все-таки будут доминировать. О том, что бензин кончится, нефть кончится, говорят давно, но все равно открываются новые месторождения. К тому же есть страны, где только начинается моторизация. Для них нужны недорогие машины, а значит, бензиновые. Экологичные автомобили все-таки дороже. Поэтому мы создали такую модель, как Mirage, – она работает на бензине, но очень экономичная. В передовых странах Mirage будет покупаться как экологичная машина, а в развивающихся – как экономичная».

Mitsubishi Motors Corporation

Производство автомобилей. Выручка (финансовый год, закончившийся 31.03.2012 г.) – $22,9 млрд. Чистая прибыль – $303,3 млн. Основные акционеры (на 31.03.2012 г.): Mitsubishi Group (Mitsubishi Heavy Industries, Mitsubishi Corporation, Bank of Tokyo – Mitsubishi) принадлежит 29,15% акций, остальные бумаги – в свободном обращении. Капитализация – $5,3 млрд. Насчитывает семь автомобильных заводов, восемь заводов по производству автокомплектующих и шесть конструкторских бюро. Продает автомобили в 160 странах мира. Продажи в мире (финансовый год, закончившийся 31.03.2012 г.) – 1 млн автомобилей, в России (2011 г., данные АЕВ) – 74 166 автомобилей.

О сотрудничестве с «Рольфом»

«Мы довольны сотрудничеством с компанией «Рольф», но мы занимаемся производством, поэтому контролировать партнерскую компанию не думаем. Нам достаточно, чтобы сотрудничество с компанией «Рольф» развивалось на основе доверия. Эта компания на российском рынке очень активна, и на большее мы не претендуем».

В ноябре Mitsubishi Motors начнет в России производство обновленного внедорожника Outlander. Он, как и предшественник, будет выпускаться на заводе «ПСМА рус», построенном в 2010 г. в Калужской области совместно с PSA Peugeot-Citroen. В июле предприятие перешло на производство полного цикла и объявило о смене модельного ряда. К 2015 г. завод выйдет на проектную мощность в 125 000 автомобилей в год, 40 000 из них придется на продукцию японской корпорации. Помимо Outlander здесь планируется производить еще две модели Mitsubishi, рассказал «Ведомостям» председатель совета директоров Mitsubishi Motors Такаси Нисиока.

Для японской автомобильной корпорации Россия – основной зарубежный рынок, но распылять силы на нем она не собирается, концентрируясь на сегменте внедорожников. Компания не настолько большая, как, например, Toyota или Nissan, поясняет Нисиока. Еще одно стратегическое направление – электромобили: компания единственная из иностранных автопроизводителей поставляет их в Россию. Продажи пока невелики, но рано или поздно в мире наступит время электромобилей, уверен Нисиока.

– Россия – крупнейший зарубежный рынок для вашей компании. Тем не менее вы пока производите здесь только одну модель – внедорожник Mitsubishi Outlander. Этого достаточно?

– В этом году мы планируем продать в России более 80 000 автомобилей. Это подтверждает, что Россия для нашей компании – самый большой зарубежный рынок. В ноябре 2012 г. мы начнем производить на заводе в Калуге («ПСМА рус», совместное предприятие PSA Peugeot-Citroen и Mitsubishi. – «Ведомости») обновленный Mitsubishi Outlander. Причем в России его выпуск начнется раньше, чем в остальных странах. В дальнейшем мы будем выпускать в Калуге вторую и третью модели, но какие именно – пока не определили.

– Стоимость производства автомобилей на «ПСМА рус» на 5% выше, чем стоимость производства тех же машин в Европе и Бразилии, и на 15–20% выше, чем в Китае или Корее. Об этом в конце 2011 г. говорил гендиректор «ПСМА рус» Дидье Альтон на организованном «Ведомостями» форуме «Автоэволюция». Ситуация не изменилась?

– Калужский завод все-таки молодой, а любое производство в начальной стадии дороже. По прошествии времени с увеличением объемов производства себестоимость снижается. Производство полного цикла мы только начинаем, и это тоже влияет на стоимость производства, плюс вопрос курса иены – тоже большой фактор [для выпуска автомобилей Mitsubishi]. До сих пор я сам не слышал, что себестоимость производства в России дороже, чем в других странах. Но если это правильно, то нам надо сосредоточить все усилия на снижении себестоимости.

– В Калуге этим летом вы сказали, что будете концентрироваться в России на сегменте внедорожников. Почему?

– Mitsubishi Motors меньше, чем, например, Toyota, Nissan. Такие крупные концерны производят много моделей. Мы себе этого не можем позволить и концентрируемся на определенном сегменте. На российском рынке это внедорожники. В России данный сегмент популярен, поэтому мы и решили начать здесь производство обновленного Outlander.

– Собираетесь ли вы организовывать производство еще на одной площадке в России?

– В Калуге есть возможность увеличения производства. Нам этого достаточно.

– В этом году наша страна вступает в ВТО. Как это повлияет на продажи вашей компании и общую стратегию в России?

– Для нас самый важный фактор – снижение импортных пошлин на новые автомобили. Но это мера постепенного характера, поэтому резкого изменения не будет. Мы приветствуем вступление России в ВТО, потому что для нас это означает, что Россия будет работать по общим правилам глобального рынка. Это добавляет нам уверенности, а значит, решения можно принимать с большей активностью.

– Вы заметили, что Mitsubishi Motors – относительно небольшая компания. Но очень смелая, поскольку только она поставляет в Россию электромобили. Почему вас, как остальных автопроизводителей, не смущает неразвитость в России инфраструктуры, необходимой для этого вида транспорта?

– Mitsubishi Motors первой начала исследования электромобилей в 1973 г. и первой выпустила серийные электромобили. Поэтому мы первыми вышли с этой продукцией и на российский рынок. Вслед за нами выпускать электромобили начали компании Toyota, Nissan, Volkswagen и другие производители. И мы считаем, что в перспективе рано или поздно в любой стране наступит время электромобилей. И в России тоже. Но нужна поддержка от государства, поэтому мы по этим вопросам начинаем диалог с представителями российских министерств.

– Какие предложения по господдержке вы делаете?

– Мы начали экспортировать электромобили в Россию с ноября 2011 г., за это время здесь продано примерно 80 штук. Это пробный импорт, проводятся тесты машин. Правительство России составляет программу «зеленого автомобиля», и нас спрашивают, что нужно для развития использования электромобилей. Мы даем свои советы, чтобы оптимально развивать этот сегмент. Об интересе властей к электромобилям говорят и такие факты: в прошлом году мы привезли электромобиль на Санкт-Петербургский международный экономический форум и предложили господину Дворковичу сесть за руль и проехаться. Ему очень понравилось. А на инвестиционном форуме в Казани предложили проехаться на электромобиле президенту Татарстана, после чего он сказал, что купит себе такой автомобиль.

– В 2008 г. Mitsubishi Motors получила большой убыток, но уже на следующий год вышла в плюс. За счет чего удалось это сделать?

– В 2007 г. у нас была величайшая прибыль в истории нашей компании, но в 2008 г. из-за глобального финансового кризиса мы получили убыток в 54,9 млрд иен. В 2009 г. мы смогли получить прибыль в 4,8 млрд иен, в 2010 г. увеличили ее до 15,6 млрд, в 2011 г. – до 23,9 млрд иен. В 2008 г. было, конечно, очень тяжело, мы сделали серьезное сокращение расходов и в дальнейшем систематически улучшали администрирование компании. Дальнейшее увеличение прибыли мы планируем за счет вывода на рынок новых моделей.

– Учитывая масштаб компании, сложно вам привлекать средства, необходимые для развития, запуска новых моделей?

– Наша задача – при относительно низкой себестоимости производства выпускать хорошие автомобили. В результате этого увеличить объем производства.

– Как необходимо дальше развиваться компании, какие ниши осваивать?

– Ключевое слово – экология. Если говорить о регионах, то мы будем усиливать внимание к растущим рынкам – России, странам Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, включая Бразилию.

– Готовы ли вы к альянсу с другими автопроизводителями, включая продажу акций кому-то из стратегических партнеров?

– В перспективе, конечно, такие действия возможны. Но на данный момент – нет. Раньше у нас был альянс с Chrysler, но неудачный. Потом с DaimlerChrysler – тоже неудачный. Много раз жениться очень тяжело. (Улыбается.)

– Какие вы для себя извлекли уроки из предыдущих альянсов? В том числе для применения в рамках совместного предприятия с PSA Peugeot-Citroen в России.

– Партнерство 50 на 50 только обостряет конкуренцию, поэтому обычно в альянсе кто-то владеет большей долей. Но тут тоже есть проблема: часто тот, у кого больше акций, давит на партнера. В итоге и тот и другой остаются недовольными. Чтобы работать с удовольствием, большинству нужно быть лояльнее по отношению к меньшинству. Но такую схему очень сложно выстроить. В калужском СП у Peugeot-Citroen 70%, у Mitsubishi 30%, мы вместе используем площадку, вместе импортируем материалы, но у нас отдельные производственные линии и никто никого не заставляет. Сотрудничество развивается очень гладко и четко.

– Как вы оцениваете перспективы на своем домашнем, японском рынке? В прошлом году продажи немного снизились.

– Причина снижения в том, что в 2011 г. на японский рынок не вышли новые модели. В Японии предоставляют госсубсидии на экологичные автомобили, но у нас было мало подходящих моделей. В этом году мы выведем на японский рынок новый Outlander и Mirage. И еще одну модель, поставленную компанией Nissan на базе OEM. И мы надеемся на увеличение [прибыли] по сравнению с прошлым годом.

– В Европе очень сложная ситуация для всех производителей. Одно за другим делаются заявления о планируемых закрытиях автозаводов. Mitsubishi Motors с 2013 г. тоже остановит производство в Европе. Почему?

– Учитывая ситуацию в Европе, возможно ли повторение кризиса 2008 г.?

– Негативные факторы сейчас есть везде, даже в Китае, но будет ли глобальный кризис и когда он произойдет, спрогнозировать невозможно.

– Как, на ваш взгляд, изменится вид автомобиля, его функционал?

– Это сложный вопрос. Есть компании, которые осваивают модели для одного человека. Но точно можно сказать, что развитие автомобиля будет тесно связано с развитием инфраструктуры – дорога будет интеллектуальной.