Спасти «Амур»

Александра Терентьева

Свердловские чиновники придумали, как спасти от банкротства местного производителя грузовых автомобилей и спецтехники – ЗАО «Автомобили и моторы Урала» («Амур»). Чиновники нашли двух «серьезных» инвесторов, в том числе «Уралвагонзавод», которые готовы рассматривать предложения о покупке завода «Амур», сообщило областное министерство промышленности и науки. На дополнительные вопросы в пресс-службе правительства области не ответили. Представитель «Уралвагонзавода» подтвердил, что вопрос о приобретении «Амура» обсуждается, но от дополнительных комментариев отказался.

«Амур» – единственный на Урале автопроизводитель, мощность завода – 15 000 машин в год. Он собирал в том числе китайские внедорожники Landmark, легковые Geely и индийские грузовики Таtа Мotors. Но сейчас предприятие стоит – в январе на «Амуре» по искам Уральского банка реконструкции и развития и ВТБ введено конкурсное производство. Долг завода – 4,1 млрд руб. В феврале «Амур» договорился с китайской Lifan о создании СП. Предполагалось, что на мощностях уральского предприятия будет организована сборка легковых автомобилей из машинокомплектов, мощность СП должна была составить до 120 000 машин в год, общий объем инвестиций – $60–70 млн. Но заработать СП так и не успело.

В июне свердловское минпромнауки начало искать инвестора для банкротящегося завода. «Ситуация тяжелая, но мы держим ее под контролем», – цитировала пресс-служба тогдашнего врио руководителя ведомства Владислава Пинаева. Дело в том, что «Амур» расположен в закрытом городе Новоуральске (здесь работает электрохимический комбинат, который занимается обогащением урана) и доступ в него ограничен. Ситуация осложняется тем, что более 30 бывших работников «Амура» (после закрытия производства на заводе остались работать лишь 174 сотрудника из 560) 20 августа собираются начать голодовку, передает «РИА Новости». Долг предприятия только перед теми рабочими, которые готовы участвовать в акции протеста, – около 1,5 млн руб., сообщил агентству представитель инициативной группы рабочих Валерий Спиридонов.

Для чего «Амур» может понадобиться «Уралвагонзаводу» – не ясно, разве что в качестве помощи правительству региона, рассуждает аналитик Rye, Man & Gor Securities Андрей Третельников. «Уралвагонзавод» может загрузить предприятие какими-то заказами на сборку спецтехники или перепрофилировать его, рассуждает аналитик. Тем более что деньги у «Уралвагонзавода» есть – государство внесет в капитал предприятия около $2 млрд на модернизацию.