Не по Медведеву

Суд назначил Таисии Осиповой приговор в два раза более строгий, чем просил прокурор. Это свидетельствует о растущей конфронтации между властью и обществом, убежден эксперт

Райсуд Смоленска приговорил активиста незарегистрированной партии «Другая Россия» Таисию Осипову к восьми годам колонии общего режима по обвинению в торговле наркотиками. Прокурор просил только четыре года. А в январе тогдашний президент Дмитрий Медведев заявил, что считает предыдущий приговор Осиповой (10 лет лишения свободы) слишком суровым и готов просить прокуратуру еще раз разобраться в этом деле. Через месяц после того, как было сделано это заявление, Смоленский облсуд, рассмотрев кассационную жалобу защиты, направил дело Осиповой на пересмотр.

Осипову арестовали в ноябре 2010 г. по обвинению в торговле наркотиками. Оппозиция считает, что арест связан с политической деятельностью ее мужа, активиста «Другой России» Сергея Фомченкова. Ее имя фигурирует в списке политзаключенных, который оппозиция передала в Кремль.

К концу второго процесса из пяти эпизодов, первоначально инкриминировавшихся Осиповой, осталось только два, отмечает ее адвокат Светлана Сидоркина: от двух отказалось само обвинение, еще один исключил суд, сославшись на то, что при обыске не была соблюдена чистота проведения следственных действий. Тем не менее новый приговор оказался не намного мягче первого. Один эпизод (покушение на сбыт наркотиков, ч. 1 ст. 228.1) судья оценил в четыре года лишения свободы, второй (та же статья, но уже ч. 2 – крупный размер) – в восемь лет. Суд практически никогда не назначает наказание больше, чем просил прокурор, подчеркивает адвокат.

Судебная статистика свидетельствует, что даже по стандартам российского правосудия суд отнесся к Осиповой сурово. В 2010 г. из 9704 человек, привлекавшихся по ст. 228.1 ч. 2, к лишению свободы были приговорены 85%. Из них только 30% получили от трех до восьми лет, остальные – меньшие сроки.

Фомченков убежден, что строгость приговора продиктована исключительно политическими мотивами: выборы прошли, «сюсюкать» с оппозицией больше нет никакого смысла. Позиция Медведева по делу Осиповой остается неизменной, заявила его пресс-секретарь Наталья Тимакова.

Приговор Осиповой свидетельствует об усиливающейся конфронтации между властью и оппозицией, констатирует политолог Алексей Макаркин. Это явно импульсивное решение принято вопреки очевидной логике процесса, подразумевавшего смягчение наказания после высказывания Медведева. Такое решение могло появиться из-за обиды власти на то, что оппозиция не в состоянии оценить компромиссные, с ее точки зрения, решения: вот, например, Pussy Riot дали три года, а ведь могли и семь.