Андрей Шаров: Андрей Шаров, председатель правительства Московской области

Андрей Шаров – о новых правилах, по которым Московская область будет играть с инвесторами, столичными чиновниками и жителям региона
Д.Абрамов/ Ведомости

1996

специалист-эксперт управления кадров президента России

2002

начальник управления госслужбы Минэкономразвития

2004

директор департамента госрегулирования МЭРТ

2009

директор департамента малого и среднего бизнеса МЭРТ

2010

глава департамента госуправления правительства

2012

возглавил правительство Московской области

Инвестиционный бум

Сейчас правительство Московской области разрабатывает закон «О стратегических инвесторах». «Будем предоставлять льготы по налогу на прибыль, на имущество, по земельному налогу. За каждым проектом будет закреплен так называемый комиссар, который будет ответственным за реализацию проекта», – обещает Шаров. Пока интерес к размещению инвестиций в Московской области демонстрировала только «Роснефть»: на Петербургском экономическом форуме компания представила проект строительства в Коломенском районе НПЗ стоимостью $7 млрд. Но Шаров обещает и новые имена: «Ведем переговоры как с компаниями, которые котируются на Лондонской, Нью-Йоркской биржах, так и со средними европейскими предприятиями оборотом в 100–200 млн евро. Имена назовем после заключения сделок. Есть интерес к созданию логистических центров, промышленности строительных материалов, авиационному производству, заводу по металлоконструкциям, производству автокомпонентов, мебели, бытовой техники, фармпроизводств». Кроме того, область не исключает возможности приватизации «Мострансавто» (более 20 автовокзалов, несколько тысяч автобусов), «Мособлгаза» (занимается газификацией региона) и МОЭСК (занимается энергетикой и технологическим присоединением).

Московская область

ВРП (2011 г.) – 2,2 трлн руб., рост ВРП – 6%. Рост промышленного производства (2011 г.) – 10,1%. Среднедушевые денежные доходы населения (2011 г.) – 25 255 руб. Безработица (2011 г.) – 3,7%. Оборот розничной торговли (2011 г.) – 1,2 трлн руб. Объем иностранных инвестиций (2011 г.) – 5,5 млрд руб. Бюджет (2011 г.): доходы – 279,9 млрд руб., расходы – 254,3 млрд руб. Государственный долг (на 1 августа 2012 г.) – 80,2 млрд руб. Площадь – 44 359 кв. км, население – 6,94 млн человек.

37%

Столько котельных в Московской области работают на мазуте. Отсюда и высокие тарифы на часть коммунальных услуг в Московской области, говорит Андрей Шаров. Область не субсидирует жилищные услуги в целом, а дает субсидии малоимущим гражданам (2,3 млрд руб. в год). Перевод на газ и местные виды топлива (торф, пеллеты) позволит в ближайшие пять лет снизить тарифы для населения, обещает чиновник.

Андрей Шаров – профессиональный чиновник, всю жизнь работает в госструктурах. О том, как стал руководителем подмосковного правительства, он говорить отказывается. В интервью «Ведомостям» Шаров рассказывает, как собирается улучшить жизнь в регионе: увеличивать инвестиции, собираемость налогов, создавать новые центры развития и строить медицинские центры

– Став мэром, задачей номер один Сергей Собянин назвал борьбу с пробками. Какая сверхзадача у команды Сергея Шойгу?

– У нас несколько задач. Первая – навести порядок в земельных отношениях. Вторая – в жилищном строительстве, так как эта тема вызывает у нас беспокойство. С одной стороны, мы лидеры – в год в области вводится 8,2 млн кв. м жилья. С другой – для кого мы строим, какое качество этого жилья, что получает область?

– Ответы нашли?

– Некоторые ответы есть. Устраивает ли нас, что свыше 58% жилья – 17-этажные дома? Есть особый цинизм в том, что строят 100-метровую высотку и местная власть ничего не может сделать, так как экспертизу на такой проект делает федеральная власть. Сейчас в области реализуется 140 проектов комплексной застройки, заделов на строительство на 16,6 млн кв. м, а на 10 лет – 56 млн кв. м. Все они расположены на расстоянии до 10 км от МКАД. В основном мы строим для тех, кто живет в области, но работает в Москве. То есть налогов не видим, трафик забивается, социальные расходы растут. Нужно ли это нам?

– Какой выход?

– Наша идеология состоит в изменении политики в области жилищного строительства – жилье должно следовать за рабочими местами.

– Как на деле это реализовать?

– Будет три документа: стратегия развития Московской области до 2020 г., схема территориального планирования, которая со следующего года будет общей с Москвой, и генеральные планы поселений. Они должны расчертить территорию на зоны застройки. Комиссия по градостроительству будет рассматривать, соответствуют ли проекты градостроительным документам или нет.

– А как сделать, чтобы жилья было ровно столько, сколько рабочих мест?

– Очень просто. Есть территория города, есть промышленные площадки. Если возводим 1 млн кв. м, объясните, где будут работать эти 40 000 человек.

– Цифра 56 млн кв. м будет скорректирована?

– Она может сохраниться, но поменять географию.

– У группы ПИК в Химках огромный проект «Новокуркино», строительство ведется очередями. Могут ли быть пересмотрены объемы строительства?

– Новокуркино – хороший пример. С одной стороны, комфортная малоэтажная застройка, с другой – высотки. Сейчас анализируются все выданные разрешения, а их почти 1500 на 16,6 млн кв. м. Пока все разрешения, которые выданы и планируются до конца года, – это многоэтажные дома с заделом до 2016 г.

– Вы можете уменьшить объемы?

– Конечно.

– Один из ваших заместителей недавно говорил, что неправильно, когда строители зарегистрированы в Москве, а работают в области.

– Совершенно точно. Мы посмотрели статистику: строители в области платят налогов в четыре раза меньше, чем в среднем по России (удельная нагрузка на каждого налогоплательщика – 3,5%, по России – 12%). Их стратегия тривиальна: центр прибыли в одном месте, издержки – в другом.

– Можете сказать строителям: не дадим строить, пока не зарегистрируешься в области?

– Мы действуем в рамках закона и говорим понятные вещи. Вы хотите строить? Тогда платите налоги.

– Готовы?

– Я думаю, что да. По концу года посмотрим. Пока среди 200 крупнейших налогоплательщиков в области строительных практически нет.

– Какие у вас отношения с Москвой? Со стороны кажется, что назревает конфликт.

– Рабочие. Сейчас есть порядка 10 рабочих групп. Они будут решать все вопросы общественного транспорта, дорожного развития, жилищной застройки. В сентябре-октябре планируем провести совместную коллегию Москвы и области. Я бы сказал, что должна быть спортивная конкуренция, прежде всего конкуренция за инвестора.

– То есть в своих действиях вы оглядываетесь на Москву и думаете, как сделать лучше?

– Оглядываться? Это уже слишком. Но мы в рамках общих планов развития обязаны иметь единую стратегию развития по многим направлениям – от дорог до экологии.

Удивили пустые коридоры

– Что вас удивило, когда вы пришли работать в областное правительство?

– Не было привычных инструментов выработки бюджетной политики и законопроектной деятельности. Поэтому мы создали две комиссии – бюджетную и законопроектную. На первой члены правительства и депутаты от каждой фракции проводят обсуждение бюджета – «нулевое чтение». Для новых министров это стало хорошей школой публичной защиты расходов. На второй – еще до внесения в Думу и на правительство обсуждаются все законопроекты. А что удивило? Пустые коридоры в Доме правительства в 6 вечера, как на заводе. Но сейчас это уже в прошлом. (Смеется.)

– У вас есть представление, как должна область развиваться?

– Мы должны расти темпами выше общероссийских на 40–50%, создать в ближайшие пять лет не менее 300 000 рабочих мест. В область должны переехать ряд федеральных университетов, создав научно-производственный пояс. Рядом – технопарки с исследовательскими центрами. Если говорить о пространственном развитии, то мы должны развивать область где-то в районе ЦКАД. Нужно создавать города-спутники – по сути, три-четыре новых города на базе исторических, например Большой Дмитров. Надеемся, что команда экспертов, которая будет готовить стратегию развития области, это как раз скажет. Но в любом случае центр притяжения инвестиций, строительства жилья должен смещаться от МКАД к ЦКАД и дальше к границам области. Так же как и Москва собирается смещать центр активности, это нормальное центробежное явление. Второе – нам предстоит привлечь инвестиций порядка 750 млрд руб. в ближайшие три года, и стоит задача увеличить бюджет в ближайшие пять лет до 1 трлн руб.

– Как будете бюджет увеличивать?

– Это невозможно сделать, не привлекая инвестиции в область. Сейчас по инвестициям на душу населения лидер – Калужская область ($1000 на человека), мы третьи – $350. Есть перечень мер, состоящий из 50 пунктов. Перечислю лишь некоторые: постановка на кадастровый учет земельных участков (123 000) и зданий (более 200 000 не имеют инвентаризационной стоимости), приближение кадастровой стоимости земли к рыночной – в течение 2013 г.

Также мы создаем земельный банк – это и наши свободные земли, и федеральные, и частные, которые могут быть использованы. Их мы и будем предлагать для инвестиций. Кстати, одна из инициатив губернатора, которая была поддержана, – приостановление торговли федеральной землей со стороны Минобороны, Россельхозакадемии. Речь идет о 200 000 га, т. е. в 10 раз больше, чем принадлежит области. Договорились с Минэкономразвития о создании межведомственной группы, которая будет такие участки передавать области. Мы не говорим об эксклюзиве, мы говорим: нас-то спросите.

Кроме того, создаем Корпорацию развития Московской области, которая станет работать с каждым инвестором. Задача – заниматься инфраструктурой для инвесторов. Есть земельный участок, он должен быть полностью подготовлен для инвестиций. Бизнесу останется только коробку поставить.

– А что будет делать Фонд РЖС?

– Группа Минэкономразвития и будет вести согласованную политику: если земля нужна Фонду РЖС, он ее и получит.

– Вы еще разрабатываете закон «О стратегических инвесторах».

– Будем предоставлять льготы по налогу на прибыль, на имущество, по земельному налогу. За каждым проектом будет закреплен так называемый комиссар, который будет ответственным за реализацию проекта.

– Кроме «Роснефти» удалось найти крупных инвесторов?

– Ведем переговоры как с компаниями, которые котируются на Лондонской, Нью-Йоркской биржах, так и со средними европейскими предприятиями с оборотом в 100–200 млн евро. Имена назовем после заключения сделок. Обещаю. Есть интерес к созданию логистических центров, промышленности строительных материалов, к авиационному производству, заводу по металлоконструкциям, производству автокомпонентов, мебели, бытовой техники, фармпроизводств.

– А закон «Об инвестиционной деятельности» о чем?

– В нем речь как раз о приобретении земли под строительство по рыночной цене, то же самое касается и аренды земли на период строительства. Мы сейчас прорабатываем вопрос по возвращению коэффициента по аренде земли под стройку на докризисный уровень. По самым скромным оценкам, на ее снижении бюджет потерял 2 млрд руб. Сейчас земля предоставляется на торгах, но цена сильно отличается от рыночной.

– Рассматриваете проекты создания ГЧП?

– Хотим создать технопарк в Клинском районе на 1000 га, еще одна точка развития – Дмитровский район, третья – Ступино. На этих площадках будем создавать особые экономические зоны промышленного типа. Московская область может стать лидером в области высокотехнологичной медицины. Планируем создать медицинский центр с объемом инвестиций примерно в 1 млрд евро с пропускной способностью не менее 100 000 человек в год. Инвестиции будут частные, управлять центром – зарубежная компания. Вместо того чтобы летать в Израиль и Германию, наши жители смогут получить лечение такого же уровня в России; сделать check up за один день. С 2013 г. будет возможность оказывать помощь в таких центрах и тем, кто застрахован по ОМС. То есть это не центр для богатеньких. Мы готовы направлять туда своих больных, которых сейчас направляем в Москву, в федеральные центры, что бюджету обходится в 4 млрд руб. в год.

– Это инвесторам интересно?

– Не только интересно – они трубки оборвали. Центр на агломерацию в 20 млн человек, созданный по западным стандартам, будет востребован. Он будет размещен на территории в 12–15 км от МКАД с хорошей экологией и хорошей транспортной доступностью. Мы планируем провести конкурс на создание ГЧП в начале 2013 г.

– А зачем вам военные городки, которые Минобороны сейчас передает?

– Они передаются по федеральному закону (№ 423 от 8.12.2011). На территории области всего более 100 городков на 220 000 человек. Чтобы привести их в порядок, подготовить к зиме, нужны миллиардные инвестиции. Первые 14 городков переданы, но без слез на них не взглянешь. Отдельный вопрос – жилье для военнослужащих. Например, в микрорайоне Кузнечики в Подольске построено жилье на 60 000 жителей, которое не обеспечено инфраструктурой (сады, школы, поликлиники) вообще. Предполагается, что область должна строить все за свой счет. Мы будем добиваться от Минобороны, чтобы выделили средства на создание инфраструктуры. Хотел бы, чтобы разработчики стратегии посмотрели, как можно те городки, где есть избыточное электричество, вода и т. д., сделать новыми территориями для развития.

Землевладельцы ждут правил игры

– Новое подмосковное руководство начало работу с того, что засыпало федеральное правительство просьбами компенсировать выпадающие доходы, списать долги, пересмотреть налоги и т. д.

– У нас порядка 10 инициатив. Одна из первых касается уплаты налогов по месту жительства. Налог на доходы физических лиц – это один из основных доходов для муниципалитетов. Именно на эти деньги строятся школы, детские сады, ремонтируются дороги. Поскольку в области большая маятниковая миграция – до 1,3 млн человек каждый день ездит в Москву на работу – и бюджет теряет до 60 млрд руб. в год. Получается, что социальные услуги потребляются в области, а налогов, которые бы эти социальные услуги наращивали, не хватает. Причем мы ведь говорим о справедливости: в области также работают жители Рязанской, Тверской и Калужской областей, значит, эти регионы тоже должны получить прибавку в бюджет от работающих в Московской области. Поэтому мы считаем, что такое решение было бы разумным не только для области, но и для всей страны. Соответствующий законопроект готовится.

– Почему вы считаете это полезным для всей страны?

– Потому что такие диспропорции есть в других регионах – в Ленинградской области, Свердловской. Я знаю это еще по работе в комиссии по разграничению полномочий Дмитрия Козака и Александра Хлопонина.

– Какова вероятность, что вам пойдут навстречу? Есть мнение, что процесс будет сложно администрировать.

– Открою вам секрет – трудностей никаких нет. Мы общались с руководителями налоговых органов на высоком уровне, они сказали: будет решение руководства – технологическое решение найдем.

– А москвичей в области много работает?

– Точные цифры не знаю, но достаточно посмотреть на легкий трафик.

– Команда Шойгу также пытается кардинально изменить правила использования сельхозземель: увеличить налог с неиспользуемых сельхозземель до 3% от кадастровой стоимости, ввести штрафы, 30%-ную пошлину за перевод категории земель.

– Около 700 000 га пашни на территории области находится в собственности у финансово-кредитных институтов. Люди сидят на земле и ждут инвесторов.

Очевидно, обработка земли и выращивание телят в их планы не входит. Единственный и самый доходный выход тогда – продать инвестору под ИЖС. Для этого надо перевести землю под жилищное строительство. Нужно ли это области? Мы предложили несколько мер. Первое – если инвестор хочет перевести из одной категории в другую и это соответствует планам развития области, пусть он уплатит госпошлину с новой кадастровой стоимости. Ведь одним административным решением собственник становится богаче в несколько десятков раз. С другой стороны, мы предложили законопроект об увеличении кадастровой стоимости неиспользуемой сельхозземли в 10 раз. Это экономический стимул избавляться от земли. И третье – увеличение административных штрафов до 1 млн руб. за неиспользованные сельхозземли. Если ввести в сельхозоборот 700 000 га, то только это добавит налогов от сельхозпроизводства 2 млрд руб.

– А на переводе земли сколько вы можете заработать?

– Несколько миллиардов.

– Какого эффекта вы ожидаете от повышенного налога за неиспользуемые сельхозземли?

– Эти инициативы сделают земельный рынок более прозрачным. Вряд ли кто-то будет совершать сделки, понимая, что в генплане не предусмотрено жилищное строительство. Это закроет дорогу жуликам и проходимцам. Основная наша проблема в том, что у области нет земли – всего около 20 000 га. Когда приходит инвестор, нам ему предложить нечего. Ситуация, когда есть схемы территориального планирования, есть санкции за неиспользуемые земли и есть легальный способ перевода земли, – это повлияет на рынок земли. Для меня такой индикатор – если инвесторы не будут приходить и просить поучаствовать в переговорах по цене земли – значит, наше предложение сработало.

– А сейчас приходят?

– Да. За последние три месяца мы провели порядка 60 переговоров с крупнейшими международными инвесторами. Очень многие на вопрос, чем помочь, говорят: да ничем, мы пришли представиться. Но некоторые просят совета, где приобретать земли. Когда собственник земли понимает, что ему не разрешат здесь построить жилье, цена за землю становится приемлемой.

– Встречаетесь с землевладельцами? Что они думают?

– Конечно, встречаюсь. Все ждут правил игры.

– Неужели? Раньше они могли прийти к чиновникам и за деньги, например, поменять категорию земли, согласовать проект и т. д.

– Это не правила игры, согласитесь.

– Почему? Это тоже правила, к которым они успели привыкнуть. Вы думаете, если эти законопроекты утвердят, эти 700 000 га начнут активно осваивать?

– Мы создадим для этого условия. Рынок в 20 млн человек, растущий спрос на продовольствие и высокие цены на мировых рынках благоприятствуют этому.

– Каковы шансы, что только по желанию одного региона введут драконовские меры во всей стране?

– Если мы не уберем спекулятивную составляющую рынка, мы никогда не введем в оборот землю и не сделаем ее доступной для крестьян и инвесторов.

– Вы также просили списать долги перед федеральным бюджетом. Какой ответ?

– Вышли на формат компенсации за территорию, отошедшую к Москве вместе с налогоплательщиками. Соответствующее поручение президента РФ подписано. Ждем октября. По списанию долгов – мы замещаем коммерческие долги под 8–9% бюджетными кредитами (9 млрд руб.) под 4%, что позволит нам за три года сэкономить 700 млн руб.

Разделенных территорий не должно быть

– Почему область просит скорректировать границы по присоединенным к Москве территориям?

– Так получилось, что ряд поселений в Одинцовском районе, Красногорском оказались разделены, а Москва при этом – в центре поселения. Это, конечно, создает проблемы в управлении. Более того, около 1500 земельных участников оказались разделенными. Президентом дано поручение до 1 октября Москве вместе с областью посмотреть все сюжеты и представить согласованное предложение по изменению границ при его необходимости.

– Вы на какое решение надеетесь?

– Надеемся, нас услышат. Разделенных территорий не должно быть. Вот один из примеров: участок на Новой Риге – 28 га, 3 км от МКАД, Мякининская пойма – съезд, лес, вода – собственность Московской области. Это отходит к Москве. В чем логика? И это при том, что у нас дефицит земель.

– Анклавы могут вернуть области?

– Почему нет?

– Шойгу недавно говорил, что нужно разработать стратегию по дорогам.

– У нас 40 000 км дорог. В нормативном состоянии меньше трети. То есть отрасль недофинансировалась, а ресурсов дорожного фонда по концу года мы прогнозируем порядка 24 млрд руб. Примерно 12 млрд руб. РФ выделяет на федеральные дороги. Этого явно недостаточно. В одной из инициатив губернатора к президенту идет речь о том, чтобы выделить из федерального бюджета 170 млрд руб. на три года, для того чтобы сократить отставание в строительстве и ремонте дорог. Сейчас работаем с Минтрансом. Предоставили список приоритетных дорог.

– Какие это дороги?

– Пять принципов отбора: это хордовые дороги (те, что связывают населенные пункты без выезда на МКАД); переезды, которые уже не подлежат ремонту; железнодорожные переезды, которые разделяют города, как Долгопрудный; дороги, которые входят в стратегию развития Московского транспортного узла; объезды городов.

– А зачем вам еще головная боль в виде строительства ЦКАД – вы хотите сами этим процессом руководить?

– Это отдельная тема. Проект давний и практически целиком проходит по территории области. Наше предложение в том, чтобы мы реализовывали этот проект по схеме ГЧП, как ЗСД в Санкт-Петербурге. Мы готовы выделять свои деньги.

– Готовы привлечь инвестора?

– Да, конечно. По сегодняшней схеме, которая есть, нужно привлечь порядка 70 млрд руб. (общая стоимость – 241 млрд руб.).

– Неужели есть желающие?

– Уже обращается ряд компаний, которые могут выступить концессионерами. Еще один из мотивов: прежде чем построить, территорию нужно подготовить – выкупить землю, разговаривать с жителями. По факту все это все равно ляжет на нас. Представляете – 529 км! Сейчас идет проектирование и готовится один из участков.

Без доверия нельзя работать

– У вас грандиозные планы, вы подсчитывали – а денег-то сколько нужно на все это?

– Миллиарды. Причем значительная часть – это частные деньги. И здесь большой потенциал скрыт в муниципалитетах. Пока у нас муниципалитеты, по сути, финансово не заинтересованы в привлечении инвесторов, так как они от этого ничего не имеют, кроме НДФЛ. Поэтому мы со следующего года готовы будем передать им 2% налога на прибыль, 5% налога на имущество, налоги от малого бизнеса, в том числе упрощенку, – это около 18 млрд руб. На эту же сумму сократить субсидии муниципалитетам. Это все будет учтено в бюджете области на 2013 г. Более того, прирост налогов в пределах 100% будем оставлять у муниципалитетов, а выше 100% – делить поровну. Когда мы передаем эти налоги муниципалитетам, они становятся кровно заинтересованы в развитии бизнеса. Это, кстати, и один из путей выравнивания бюджетной обеспеченности. Между Одинцовским и Талдомским районами она различается в десятки раз.

– Над чем еще работает ваше правительство?

– У нас работает комиссия по налогонеплательщикам – мы рассматриваем компании с оборотом от 1 млрд руб., которые по каким-то причинам убыточны. Это в том числе и мировые бренды.

– Поняли почему?

– Потому что центр прибыли в другом регионе. Это корпоративная политика. Убеждаем ее менять. Еще один сюжет – качество госуслуг. У нас сейчас всего четыре многофункциональных центра оказания услуг с комфортными помещениями, отработанными технологиями. Мы будем создавать минимум по 10–20 таких центров ежегодно. По статистике, уровень удовлетворенности граждан такими центрами – 98%. Второй сюжет – это электронное правительство. С 1 июля никто не вправе требовать с граждан те документы, которые есть у органов власти. Например, если продаете квартиру, то должны принести только договор и паспорт, так как их нет в органах власти, остальными документами органы власти обязаны обмениваться без участия гражданина. Наша задача – наладить такой обмен на уровне муниципалитетов. Я убежден: от качества услуг напрямую зависит уровень доверия населения к власти.

– Неужели? Особенно в ситуации, когда губернатор назначенный?

– Без доверия нельзя работать.

– Где берете кадры?

– Это общая проблема, у нас есть и «давление» столицы, где зарплаты выше. К примеру, из-за этого мы увеличили зарплаты неонатологам сразу на 50%.

Мы хотим сделать кадровый резерв области и включать туда талантливых людей не только из региона. Кроме того, мы разрабатываем так называемый эффективный контракт гражданских служащих, который введет значительную дифференциацию зарплаты в зависимости от эффективности работы. Если кратко – больший вес премиальных по отношению к гарантированным выплатам, например за выслугу лет.

– А лично вы как уговариваете прийти к вам работать?

– Никого еще не уговаривал. Все сами приходят. Интересная работа, возраст – 30–40 лет, хочется что-то сделать.

– Изменить мир к лучшему?

– Конечно. Это же драйв, вызов, а для многих из нас, может быть, самая главная работа в жизни.