Интервью: Начальник подземки

С. Николаев

В день московское метро перевозит до 9 млн человек – это вдвое больше, чем другие виды транспорта. О том, чем сейчас живет метро, какие станции откроются, когда станет свободнее в вагонах в час пик, начальник метрополитена Иван Беседин рассказал в интервью «Ведомостям».

Биография. Иван Беседин родился 13 февраля 1954 г. в Баку.

1976. Окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «инженер-электрик». После окончания института работал в нем младшим научным сотрудником, старшим инженером, старшим научным сотрудником кафедры «Организация грузовой и коммерческой работы».

Московский метрополитен 

Открыт 15 мая 1935 г. Общая протяженность – 308,7 км, 186 станций. Доля Московского метрополитена в перевозке пассажиров среди предприятий городского пассажирского транспорта столицы составляет 56%. Средняя дальность одной поездки в метро – около 14,5 км. В среднем ежедневно услугами метрополитена пользуется более 7 млн пассажиров, а в будние дни этот показатель превышает 9 млн. Средняя эксплуатационная скорость поездов Московского метрополитена (с учетом остановок) составляет около 41,62 км/ч. При этом обеспечивается высокая регулярность движения поездов с минимальным интервалом – 90 секунд.

– Власти объявили о строительстве 15 км метро в год. Таких темпов не было за все время существования метрополитена. Вы считаете эти планы выполнимыми?

– Сначала у меня тоже были сомнения: за последние 20 лет было построено 75 км, а тут – столько же за одну пятилетку! Но по тому, как сейчас организован процесс проектирования и строительства и какими темпами все ведется, думаю, что это реально. Тем более что поставленные задачи подкреплены реальными финансовыми ресурсами.

В настоящее время уже полным ходом идут работы по проектированию и строительству более чем 30 км линий метро, что позволит уже в этом году ввести в эксплуатацию 8,5 км новых линий, четыре станции и одно электродепо.

– Почему заказчиком строительства новых станций выбран «Мосинжпроект»? Ведь традиционно у метрополитена работал собственный заказчик.

– Чтобы обеспечить такой объем работ и темпы строительства, на первом этапе важна скорейшая подготовка стройплощадок, и здесь «Мосинжпроект» является ведущей организацией.

– Процесс проектирования и строительства идет параллельно. Это разве правильно? Это несет в себе риски увеличения бюджетов строительства.

– Все можно делать последовательно, но тогда к 2020 г. мы точно не получим ощутимых результатов и будем продолжать мучиться в перегруженном метро. А если мы успешно пройдем начальный этап, когда будет подготовлена необходимая проектная документация и на текущие объекты, и на перспективу, определены подрядчики, то рабочий процесс заметно ускорится.

– Какие станции будут введены в ближайшее время?

– Вдоль Носовихинского шоссе в районе его пересечения с улицами Городецкой и Южной будет открыта ст. м. «Новокосино». Между основной проезжей частью и боковым проездом Митинской улицы и на примыкании Митинской улицы к Пятницкому шоссе – «Пятницкое шоссе». Будут введены в эксплуатацию участок Замоскворецкой линии «Красногвардейская» – «Алма-Атинская» и второй выход ст. м. «Марьина Роща». Будут введены участки «Выхино» – «Жулебино», «Деловой центр» – «Парк Победы», «Улица Старокачаловская» – «Новоясеневская».

В центре города в ближайшей перспективе примут пассажиров «Суворовская» на кольцевой линии, рядом с Центральным домом Советской армии, «Волхонка», «Плющиха» в районе Смоленской-Сенной площади, «Кутузовский проспект» около гостиницы «Украина». Если в этом году мы введем 8,5 км, то в 2013 г. – 14 км!

– Какова судьба законсервированных станций в центре города?

– Станция «Спартак» должна быть открыта в 2013 г.

– Раньше вы занимались строительством метро?

– Нет. Но мне приходилось заниматься строительством, когда я работал на железнодорожном транспорте.

– Правда ли, что в конце 2011 г. ФСБ проверяла законность расходования средств на строительство метро?

– Мы постоянно под пристальным вниманием различного рода проверяющих структур. Но мы всегда к этому готовы, потому что наша финансовая деятельность абсолютно прозрачна.

– Сколько денег потратил ГУП на строительство в прошлом году? Сколько планирует в этом?

– В прошлом году наши затраты составили 50,5 млрд руб., на этот год выделено 86 млрд руб., включая средства на закупку подвижного состава. Правительством Москвы решается вопрос об увеличении нашего целевого финансирования ориентировочно на 25–30 млрд руб.

– В уставный капитал ГУП «Московский метрополитен» внесено около 100 млрд руб. Почему выбрана такая схема финансирования строительства? Чтобы проще отчитываться?

– У нас жестко регламентированная отчетность. А такая схема финансирования упрощает многие процедуры – это и сокращение времени, связанное с разработкой документации, и принятие готовых объектов на баланс.

– Как вы охарактеризуете состояние метрополитена?

– Провозная и пропускная способность 8 линий из 12 полностью исчерпана. Перегрузка на многих участках линий в часы пик достигает от 10 до 40%. На основных пересадочных узлах сверхнормативный поток подчас превышает 40%. Четверть населения проживает в районах города, удаленных от линий метро. Но мы продолжаем работать и перевозить от 8 млн до 9 млн пассажиров ежедневно. А за год – почти 2,5 млрд.

– Вы собираетесь обновлять весь подвижной состав?

– Такие планы были. Предполагалось неполностью амортизированный подвижной состав предложить коллегам из других метрополитенов. Но должного отклика идея не нашла. Поэтому мы будем обновлять подвижный состав по мере завершения срока его службы.

– В этом и следующем году «Метровагонмаш» поставит вам 680 вагонов примерно на 42 млрд руб. С другими поставщиками вы не работаете?

– «Метровагонмаш» выиграл тендер. Сейчас готовим документацию на следующие конкурсы. До 2020 г. потребности Московского метрополитена составят около 3700 вагонов. Желающих сотрудничать с нами много, и, думаю, работы хватит для всех.

Ближайший конкурс на поставку вагонов в 2014–2016 гг. для строящихся и продлеваемых линий состоится уже до конца этого года. В июле завершили разработку проекта техзадания на новый подвижной состав, направили его на рассмотрение всем ведущим производителям, обнародовали информацию на сайте. Нам важно получить замечания и предложения профессионалов. Наиболее ценные из них обсудим в сентябре на расширенном техсовете, после чего сформируем окончательный вариант технического задания, который ляжет в основу конкурсной документации. Стоит отметить, что с момента подведения итогов тендера до момента поставок пройдет 1,5 года – достаточный срок, чтобы потенциальные поставщики могли адаптировать продукцию под наши требования, возможно, наладить производство в России, создать различного рода производственные альянсы.

– Как установка 1200 билетных автоматов позволила разгрузить очереди в кассы? И почему предпочтение было отдано билетам на 1–2 поездки?

– В структуре продаж они занимают три четверти объема. За первое полугодие их было продано почти 136 млн, а билетов на 5 поездок, вторых по популярности, – всего 15,5 млн.

– СМИ сообщали о приобретении столичной подземкой вагонов для линий автоматического метро. Они будут ездить без машинистов?

– Речь идет о подвижном составе «760-й серии». Но закупаем мы их за другие качества: большая вместимость, плавность хода, наличие климатической установки и системы обеззараживания воздуха, повышенной звукоизоляции. Автоматическое метро, несомненно, перспективно, но в условиях Москвы пока не столь актуально. Интенсивность его движения редко превышает 30 поездов в час. А наша повседневность – 40 пар, да еще в условиях продленного часа пик. Но уже в обозримой перспективе мы рассматриваем вероятность запуска в качестве пилотного проекта автоматической линии между ст. м. «Каширская» и «Каховская», где пассажиропоток не столь велик.

– Что даст объединение транспортной сети столичного метрополитена и Московской кольцевой железной дороги?

– По предпроектным проработкам планируется строительство 30 остановочных пунктов, из которых 13 – в шаговой доступности от станций метро. Срок ввода в эксплуатацию – в 2015 г. Предусматриваются единая платежная система и единая тарифная политика.

– Метрополитен сообщил, что откроет розничную сеть закусочных и небольших магазинов в подуличных переходах. Расскажите подробнее об этом проекте.

– На ряде станций, например на «Сретенском бульваре», открыли точки по реализации продукции, которую готовят – и очень неплохо – в наших столовых. Услуга оказалась востребованной. В начале 2012 г. на ст. м. «Митино» открылось еще девять точек по продаже выпечки собственного производства, мясной гастрономии и т. д. В течение этого года планируется организовать качественное и быстрое питание на ст. м. «Выставочная», «Зябликово», «Шипиловская» и «Борисово».

– Почему застопорилась идея оплаты проезда с помощью мобильного?

– Мы предложили реализовать этот проект одному из операторов «большой тройки». Однако попытка оказалась неудачной по техническим причинам – проход через турникет занимал достаточно длительное время. Но мы надеемся, что проект удастся, возможно, в несколько ином формате. Пока лучшая форма оплаты – бесконтактные банковские карты.

– Как идет внедрение системы WiFi?

– Запущен пилотный проект на кольцевой линии, чтобы понять, насколько это удобно. По его итогам будут приняты решения о дальнейшем внедрении системы WiFi на других линиях.

– Когда вас пригласили возглавить метрополитен, какие задачи ставились?

– Сергей Семенович Собянин очертил круг первоочередных задач: обновление подвижного состава, сокращение очередей у билетных касс, модернизация вентиляционных систем, строительство парковок возле конечных станций метро. Все это в комплексе создаст более благоприятную среду в метрополитене. Чтобы кардинально решить проблему перегруженности, нужно, конечно, строить новые станции метро и пересадочные контуры. Для Москвы протяженность линий метро должна быть в 1,5 раза больше, чем нынешние 305 км.