Корпоративный ковбой

Том Эндерс был инициатором слияния ЕADS и BAE Systems в крупнейший в Европе аэрокосмический и оборонный гигант. Именно он возглавит объединенную компанию. Эндерс – экстремал по натуре, и теперь его ждет покорение новой вершины: объединять концерны он будет в паре с руководителем BAE Systems – его полной противоположностью и по характеру, и по стилю управления.
Том Эндерс/ Scott Eells/ Bloomberg

EADS

Аэрокосмический концерн. Акционеры (на 30 июня 2012 г.): правительство Франции и концерн Lagardere (22,23%), Daimler (22,23%), испанский госхолдинг SEPI (5,42%), остальные акции в свободном обращении. Капитализация – 20,6 млрд евро. Финансовые показатели (1-е полугодие 2012 г.): выручка – 24,9 млрд евро, чистая прибыль – 594 млн евро. Портфель заказов (на 30 июня 2012 г.) – 551,7 млрд евро, в том числе оборонные заказы – 51,9 млрд евро.

BAE Systems

Оборонный концерн. Акционеры: почти все акции в свободном обращении, крупнейшие инвесторы – Invesco (13,32%), Blackrock (4,75%). Капитализация – $17,2 млрд. Финансовые показатели (1-е полугодие 2012 г.): выручка – $12,36 млрд, чистая прибыль – $470 млн. Портфель заказов (на 30 июня 2012 г.) – 40 млрд фунтов стерлингов ($64,65 млрд).

Чем известны

Доля продукции военного назначения в выручке EADS – 20%. В него входят производители авиатехники Airbus, вертолетов Eurocopter, ракетно-космической техники Astrium, военного оборудования Cassidian. Среди известной продукции BAE – истребители Typhoon, истребители-бомбардировщики Tornado, танки ChallengerII, ядерные подводные лодки типа Astute, эскадренные миноносцы Type45 и даже авианосец Queen Elizabeth. Данные компаний

Иен Кинг обожает играть в гольф. Эндерс терпеть не может эту игру. Два года назад Эндерсу нужно было представить новинку компании – военный транспортный самолет Airbus A400M. Он разослал кучу пригласительных на это мероприятие. А там на глазах у толпы зрителей спрыгнул с этого борта с парашютом. Не все из присутствовавших знали, что в активе Эндерса более 1000 прыжков, а в кармане – лицензия на управление вертолетом.

Генеральный директор BAE Иен Кинг не делает таких эффектных фокусов, избегает излишних рисков и публичности. В Marconi Electronic Systems, ставшей потом частью BAE, он был финансовым директором и заработал репутацию крайне осторожного человека, который грудью вставал на защиту бюджета, когда тому грозил перерасход. Он возглавил BAE на волне коррупционного скандала, разрешил кризис и ушел в тень непубличности. Источники Wall Street Journal (WSJ) в обеих компаниях надеются, что эта парочка будет дополнять друг друга, как и операции обеих компаний.

Майор-мотор

Слияние EADS и BAE – самая обсуждаемая на авиакосмическом рынке новость. Но о параметрах самой сделки пока известно немного. Информация поступает буквально каждый день. Стоимость сделки оценивается в $400 млрд. Ожидается, что управляющий центр у объединенной компании будет один, а вот акции EADS и BAE будут торговаться по отдельности. 60% новой компании может владеть EADS, остальными 40% – BAE Systems.

Как пишет Financial Times (FT), «мотором» сделки выступил Эндерс. В 1998 г., когда он работал в Dasa, аэрокосмическом подразделении концерна Daimler, ему не удалось добиться слияния Dasa и BAE. Не провались та сделка, не возник бы через два года на базе немецкой Dasa, французской Aérospatiale-Matra и испанской Casa панъевропейский концерн EADS.

53-летний майор немецкой армии Эндерс родился в Германии, но учился в Университете Калифорнии в Лос-Анджелесе. Он без ума от американского Запада и заработал репутацию корпоративного ковбоя. Ему явно недостает терпения для ведения тонких политических игр и плетения сложных интриг. Он не раз открыто призывал акционеров EADS и политиков Франции и Германии отказаться от попыток повлиять на решения компании, даже на сессии парламента Германии перед обеспокоенными судьбой местного национального достояния парламентариями. «Есть множество примеров, доказывающих, что оборонные компании могут обходиться без вмешательства в их дела правительств», – отрезал он.

Эндерс стал генеральным директором EADS в июне этого года. Одно из его первых заявлений вызвало бурю недовольства у немецких чиновников. Двуединство компании, когда де-факто их штаб-квартиры находятся одновременно и в Париже, и в Мюнхене, – вот одна из причин неэффективного управления, провозгласил он. Нужно сделать одну-единственную штаб-квартиру, причем возле крупнейшего бизнеса холдинга – в Тулузе, рядом с Airbus (сейчас штаб-квартира компании де-юре в голландском городе Лейдене).

«Принимайте меня таким, каков я есть» – вот принцип Эндерса, – утверждает бывший глава Европейского оборонного агентства (EDA) Ник Уитни, которому часто приходилось иметь дело с Эндерсом. – Он очень прямой и крайне трудолюбивый человек». А вот 56-летнему Кингу свойственна сдержанная позиция, говорит Говард Уилдон, один из директоров британской военно-промышленной группы ADS, знакомый с Кингом не один год. Кинг не из тех промышленников, кто стремится расширить бизнес, тратя миллиарды на поглощения. Напротив, Кинг в ущерб росту будет фокусироваться на расходах и прибыльности, уверяет Уилдон.

По возможности, а не по необходимости

После слияния Эндерс станет генеральным директором получившегося гиганта, а Кинг возглавит оборонное подразделение компании, утверждают источники WSJ. Уже сейчас оба генеральных директора рассказывают обо всех преимуществах слияния. Оно позволит снизить закупочные цены, обмениваться технологиями, как делают коммерческие, оборонные и аэрокосмические подразделения их крупнейшего конкурента, американской Boeing. И все прочее, что обычно говорят аналитикам и акционерам во время M&A. Например, 30 сентября FT опубликовала их совместную статью. «Прежде всего надо отметить, что идея этого союза возникла не из-за необходимости, а потому что представилась возможность», – пишут они – и потом перечисляют, почему объединившийся гигант продемонстрирует лучшие показатели, нежели сумма его составляющих.

Но кроме экономических вопросов им придется убедить инвесторов, что у нового гиганта будет эффективное управление. Тут шансы есть. Когда на фоне политических баталий вокруг Airbus и проблем с производством суперлайнера А-380 Эндерс в 2007 г. возглавил этот бизнес, многие рабочие опасались, что грубоватый немецкий вояка, специалист по истребителям и бомбардировщикам, не приживется в штаб-квартире французского производителя пассажирских лайнеров. Но Эндерс заслужил уважение коллег своим умением выслушивать других и готовностью сотрудничать, не выпячивая свою роль. Например, 2 июля этого года Airbus объявила об открытии сборочной линии в Алабаме. Фактически это была заслуга Эндерса, который проделал кучу предварительной работы, но... за считанные дни до события был назначен гендиректором EADS. И вместо того чтобы самому объявить об открытии, он позволил стяжать все лавры свеженазначенному руководителю Airbus Фабрису Брежье.

Назначение Кинга генеральным директоров BAE в 2008 г. тоже породило немало опасений. Его предшественник Майк Тернер был весьма яркой личностью. А спокойное и порой даже стеснительное поведение Кинга казалось шагом назад для компании. Но ему удалось переубедить многих скептиков. «Это не тот человек, с которым не скучно застрять в лифте, – признается бывший коллега Кинга. – Но ему по силам заставить вас почувствовать себя частью команды и ринуться на приступ следующей вершины».

Скептики замечают, что доходы и котировки акций BAE при Кинге стагнировали. Сторонники Кинга парируют, что каждое подразделение BAE высокодоходно, 10%-ная прибыльность считается нормой. Но и те и другие сходятся во мнении, что для Кинга главное – эффективность, а все остальное потом.

Способность Кинга разбираться с неприбыльными и малоэффективными операциями весьма поможет оборонному бизнесу EADS, говорят аналитики. Это подразделение, которое Эндерс возглавлял пять лет подряд, еще со времен основания EADS в 2000 г. План по слиянию предусматривает, что оно будет влито в бизнес BAE, говорят источники WSJ. Готовность Эндерса передать другой компании свою прежнюю зону ответственности говорит о его прагматизме, заключают знакомые с ним люди.

Проклятое место

Руководить BAE – довольно рискованная профессия. В 2002 г. гендиректор компании Джон Вестон неожиданно для всех ушел в отставку. Ее связали со «шпионскими скандалами» в компании. На той же неделе стало известно, что один из сотрудников компании попытался продать секретные материалы русским спецслужбам. До этого такое же обвинение было выдвинуто против другого сотрудника. Правда, по одной из версий, русскими шпионами были на самом деле британские контрразведчики, спровоцировавшие падких на деньги сотрудников на измену родной компании.

В 2008 г. следующий гендиректор BAE – Майк Тернер был арестован по прилете в США в рамках дела о взятке. Якобы компания заплатила саудовскому принцу Бандару бин Султану бин Абдулазизу, чтобы выиграть тендер на поставку вооружения. В Великобритании тоже расследовали этот инцидент, но дело закрыли еще в 2006 г.

В EADS тоже было неспокойно. Долгое время у компании было два генеральных директора и два председателя совета директоров: один представлял интересы Франции, другой – Германии. Летом 2006 г. французский гендиректор Ноэль Форжар не вынес обвинений в инсайдерской торговле и подал в отставку. По странному совпадению он и ряд других топ-менеджеров продали свои пакеты акций компании почти на пике цены, незадолго до того, как стало известно о задержке в поставках суперлайнера А-380. Когда инвесторы узнали о проблемах с новым самолетом, капитализация EADS, владевшей 80% Airbus, в один день 14 июня рухнула с 20,9 млрд евро до 14,3 млрд евро. Подозревалось, что Форжар еще и тянул с объявлением об отставании проекта, чтобы успеть избавиться от бумаг. Выиграл от этой истории российский Внешэкономбанк: он воспользовался падением котировок и купил 5% акций EADS.

Эндерс с 2005 г. был гендиректором EADS от Германии. Против него тоже велось расследование в рамках дела об инсайде, но он был признан невиновным. Правда, поста он тоже лишился, но уже в ходе другой истории. В 2007 г. акционеры решили избавиться от двойного руководства. «Вместо менеджмента у нас постоянные международные переговоры», – объяснял пресс-секретарь тогдашнего президента Франции Николя Саркози. Гендиректором EADS остался француз Луи Галлуа, сменивший год назад Форжара. А Эндерс пересел в кресло гендиректора Airbus, которое раньше по совместительству занимал Галлуа. «Если употреблять военную терминологию, у меня сняли одну звезду с погон», – рассмеялся Эндерс в интервью «Ведомостям» в 2007 г. Но когда корреспондент газеты спросила его, не планирует ли он вернуться к руководству EADS, последовал ответ: «Честно говоря, я об этом даже не думал... пусть будет как будет. Впрочем, надеюсь, что проведу в Airbus достаточно долгое время, чтобы потом уйти прямо на пенсию». И снова весело рассмеялся. Жизнь распорядилась иначе. В июне этого года Эндерс сменил Галлуа на посту гендиректора EADS.