Капитальный провал


Летний рост инвестиций в основной капитал сменился сентябрьским спадом, сообщил Росстат: на 1,3% в годовом выражении (в августе был рост на 2,3%, в июле – на 3,8%). Экономисты рассчитывали на небольшой рост, по консенсус-прогнозу «Интерфакса» – на 1,9%. За девять месяцев инвестиции увеличились на 7,2%.

Результаты разочаровали, говорит Владимир Сальников из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), особенно после хорошей промышленной статистики: в сентябре производство выросло в сравнении с предыдущим месяцем на 0,7% (в августе – -0,7%, в июле – +0,8%, сезонность устранена). Рост наблюдался и в инвестиционно ориентированных секторах, например в машиностроении, знает он.

По оценке ЦМАКП, предложение инвестиционных товаров сократилось в сентябре в сравнении с августом на 0,4%, в среднем за III квартал – на 1,3% в месяц. Но ситуация может оказаться не столь плохой, замечает Сальников: основной вклад внесло резкое падение инвестиционного импорта и в меньшей степени производства машиностроительных товаров. А импорт может быстро восстановиться, добавляет Сальников.

В этом году правительство готовится к замедлению роста инвестиций до 5,5% с 8,3% в 2011 г. Минэкономразвития предупреждало о торможении инвестиций (в мае был рост на 11,1%), в первую очередь из-за эффекта высокой базы. В сентябре 2011 г. инвестиции выросли в годовом выражении на 9,5%. Повлияли и эффект базы, и высокие госрасходы, в том числе инвестиционные в начале года перед выборами, перечисляет Александр Морозов из HSBC: «В прогнозе поставил 0%, минус не рискнул». Одним только эффектом базы снижение не объяснить, считает Дмитрий Полевой из ING: с одной стороны, ситуация в экономике остается неопределенной, с другой – у российских компаний все меньше свободных средств. За январь – июль доналоговая прибыль сократилась на 3%, а издержки обрабатывающих производств из-за повышения нефтяных котировок и тарифов монополий растут быстрее их цен, перечисляет Полевой: в сентябре промышленная инфляция составила 4,8%, при этом обрабатывающие производства подняли цены лишь на 1,3%, а без учета нефтепереработки – на 0,4–0,5%. Агрессивные бюджетные траты в конце года (пока не потрачено около 30% от плана. – «Ведомости») не смогут изменить тренда, уверен он.