BP уходит от олигархов

Сегодня совет директоров BP рассмотрит предложение «Роснефти» о выкупе 50% ТНК-BP за $28 млрд. Будет ли «Роснефть» выкупать вторую половину компании у ААР, не известно
А. Махонин/ Ведомости

Вчера BP получила официальное предложение «Роснефти» о выкупе принадлежащих британской компании 50% ТНК-BP за $28 млрд, сообщила Financial Times (FT) со ссылкой на свои источники. Вчера в 9.00 утра по лондонскому времени (12.00 мск) как раз истек срок приема заявок на этот пакет, «Роснефть» успела в срок, утверждают собеседники издания. Второй претендент – ААР («Альфа-групп» – Access Industries – «Ренова», владеет оставшимися 50%) не стал подавать заявку, рассказывал «Ведомостям» источник, близкий к одному из российских акционеров ТНК-BP. Когда в начале октября начались поиски финансирования, выяснилось, что практически все крупные банки уже связаны с «Роснефтью» соглашением об эксклюзивности, не позволяющим кредитовать других претендентов на долю BP, пояснял он.

В ночь со среды на четверг президент «Роснефти» Игорь Сечин провел переговоры в Лондоне с гендиректором BP Робертом Дадли, в ходе которых стороны договорились о структуре сделки, сообщает FT cо ссылкой на одного из источников: $15–20 млрд наличными и от 10 до 20% акциями «Роснефти». Вчера днем Сечин планировал провести консультации по финансированию сделки, а в пятницу ее рассмотрит совет директоров BP. О том, что совет директоров BP может собраться на этой неделе, «Ведомостям» говорил и один из банкиров, с которым «Роснефть» ведет переговоры о привлечении финансирования.

По данным The Daily Telegraph, BP получит 12,5% казначейских акций «Роснефти» и некоторое количество бумаг из пакета «Роснефтегаза». Однако по этому вопросу ясности пока нет: в конце сентября Сечин говорил, что в сделке планируется задействовать акции из госпакета, а казначейские акции продаваться не будут.

Возможно, «Роснефть» выкупит долю и второго акционера ТНК-BP – ААР. Во вторник ночью стороны подписали рамочное соглашение, согласно которому ААР также может получить за свой пакет $28 млрд (17,3 млрд фунтов), сообщил в среду телеканал Sky News. Факт соглашения «Ведомостям» подтвердил источник, близкий к акционерам ААР. По словам близкого к ТНК-BP источника, речь идет о чуть большей сумме – 18 млрд фунтов ($29 млрд). Впрочем, соглашение не финальное и может быть расторгнуто. ААР не рассматривает возможность оплаты своей доли акциями «Роснефти», говорит бывший менеджер ТНК-BP, знакомый с ходом переговоров.

Для такой сделки потребуются одобрение правительства и директива, сказал недавно вице-премьер Аркадий Дворкович. «Роснефть» пока не представляла чиновникам какую-либо конфигурацию возможной сделки по покупке доли или всех 100% ТНК-ВР, сообщил вчера министр энергетики Александр Новак. Он не исключил, что BP останется акционером ТНК-BP.

Впрочем, даже в случае перехода СП под контроль «Роснефти» он не ожидает монополизации рынка. «Это вполне нормальная рыночная структура», – сказал он. Шансы на то, что «Роснефть» консолидирует 100%, достаточно велики, отмечает управляющий директор Arbat Capital Юлия Бушуева. Даже несмотря на то что ТНК-BP обеспечивает 20% запасов BP и приносит ей значительные дивиденды, британская компания явно предпочитает глобальный альянс с «Роснефтью», продолжает она: работать с госкомпанией менее рискованно, она имеет приоритет при доступе на шельф и при получении налоговых льгот. Для Дадли это намного важнее, чем просто разрешить конфликт с ААР. В свою очередь, «Роснефть» получает крупного иностранного акционера, который позволит ей получить доступ к новым технологиям и зарубежным проектам, финансированию на более выгодных условиях, а также окончательно исключит любые вопросы по поводу приобретения активов ЮКОСа.

В случае покупки ТНК-BP «Роснефть» превращается в крупнейшую публичную нефтяную компанию в мире по добыче нефти – 4,5 млн баррелей в день, добавляет управляющий директор «Дашевский и партнеры» Стивен Дашевский. Это позволит значительно увеличить роль государства в отрасли и лично Сечина, который всегда считал, что государство – более эффективный собственник, чем частный, и хотел максимально увеличить объемы бизнеса «Роснефти».

Сделка «Роснефти» с BP значительно больше проработана, чем с ААР, и больше шансов, что она изначально выкупит долю британской компании, подчеркивает Дашевский. «Роснефти» нет необходимости выкупать все 100% компании, хотя вряд ли ее менеджеры уживутся на одной кухне с менеджментом консорциума, продолжает он. Более того, у «Роснефти» и ее менеджмента, вполне возможно, остался неприятный осадок, после того как ААР в прошлом году заблокировал ее альянс с BP. И хотя у акционеров консорциума исторически сложились хорошие отношения с руководством России, большой вопрос, помогут ли они на этот раз.

Представители BP и ААР отказались от комментариев, представитель «Роснефти» не ответил на звонок «Ведомостей».