Последний из ОПК

Росимущество выставит на торги 64,8% акций ЦКБ «Айсберг». Единственным покупателем актива может стать «Балтийский завод – судостроение»

Аукцион состоится 5 ноября, сообщило Росимущество. Начальная цена лота – 343 млн руб., шаг аукциона – 3,4 млн руб. Заявки принимаются до 1 ноября.

ОАО «Центральное конструкторское бюро «Айсберг» – единственный из трех активов Объединенной промышленной корпорации (ОПК) бывшего сенатора Сергея Пугачева, еще не выкупленный Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК). В июле 2010 г. 88,3% акций ОАО «Балтийский завод», 75,8% акций ОАО «Северная верфь» и 64,8% акций ЦКБ «Айсберг» стали обеспечением по кредиту ЦБ Межпромбанку (входил в структуру ОПК) на 32 млрд руб. После банкротства Межпромбанка активы перешли под управление ЦБ и в 2011 г. были переданы в управление ОСК. В июле ОСК выкупила залоговый пакет Балтийского завода за 224 млн руб., а в сентябре – «Северной верфи» за 12,4 млрд руб. Балтийский завод сейчас находится в процедуре банкротства, требования кредиторов составляют около 17 млрд руб. Судостроительные активы завода переданы на баланс «дочки» ОСК – ООО «Балтийский завод – судостроение» (БЗС), контракты на строительство судов также получает БЗС. Разрешение на покупку акций «Айсберга» Федеральная антимонопольная служба выдала в середине августа.

«Скорее всего, в аукционе будет участвовать БЗС, – говорит ее гендиректор Александр Вознесенский, – но, по сути, все активы «Айсберга» уже наши: нынешние контракты получает дочернее предприятие БЗС – «ОСК-Айсберг», в которое перешли почти все специалисты ЦКБ «Айсберг». «Будем участвовать в торгах, чтобы не подводить Центробанк», – отмечает он.

В портфеле заказов Балтийского завода сейчас два ледокола: дизель-электрический ЛК-25 стоимостью около 8 млрд руб. и атомный ЛК-60 ценой около 37 млрд руб. По словам Вознесенского, в ближайшие годы ожидается заказ еще на два ЛК-60. Таким образом, к 2020 г. ледокольное направление составит 90% портфеля.

«Мало вероятно, что кто-то решит купить ЦКБ «Айсберг», кроме ОСК, – полагает начальник аналитического отдела инвестиционной компании ЛМС Дмитрий Кумановский, – на рынке только она имеет возможность выстроить производственную цепочку предприятий в судостроении». С ним солидарен начальник аналитического отдела банка БФА Денис Демин: «Независимых судостроителей в России почти не осталось, поэтому этот актив вряд ли заинтересует кого-то, кроме госкорпорации, для ОСК же покупка будет логичной: после консолидации производственных активов настало время приобретать проектные компании».

ОСК участвовала только во вторых торгах на ОАО «Северная верфь», это позволило ей купить актив с дисконтом 2,1 млрд руб. По закону, если на первые торги не было подано ни одной заявки, на вторых торгах цена снижается на 15%. Демин не исключает, что в этот раз корпорация тоже воспользуется такой схемой.

По словам Вознесенского, БЗС не против участия других компаний в аукционе: «Если кто-то захочет перекупить пакет, предложив более высокую цену, мы с удовольствием его уступим».