IKEA раздаст кухни

Шведская IKEA собирается сдавать кухонные гарнитуры в аренду – так она хочет позаботиться об окружающей среде

IKEA может предложить покупателям услугу по долгосрочной недорогой аренде кухонных гарнитуров – это идея включена в программу устойчивого развития компании до 2020 г., сообщает Financial Times. Инициатива должна побудить покупателей возвращать изделия в конце срока их службы обратно в магазин для переработки и использования в качестве вторсырья на предприятиях группы, рассказал изданию директор по устойчивому развитию IKEA Стив Говард.

Защитники окружающей среды спорят, можно ли считать IKEA, одного из крупнейших в мире потребителей древесины и другого сырья, например кожи и хлопка, экологически ответственной компанией. Критики упрекают группу в том, что ее стратегия низких цен вырабатывает у людей привычку с легкостью выбрасывать сломавшуюся мебель. Принадлежащая IKEA деревоперерабатывающая компания Swedwood в некоторых странах уже собирает вторсырье. Например, во Франции ее фабрика получает 50% древесины из попавших на переработку продуктов и делает из нее книжные полки или столы.

В России идеи возвратного потребления в IKEA только прорабатываются: их трудно реализовать из-за отсутствия инфраструктуры по утилизации товаров, говорит руководитель службы по связям с общественностью российского представительства компании Мария Тихонова. Но так как общее развитие компании пойдет в этом направлении, проекты появятся, обещает она.

Несколько лет назад IKEA с успехом проводила акцию по продаже новогодних елок с возвратом: например, в 2008 г. можно было купить в ее магазинах живую ель за 1690 руб., а вернув ее после праздников в магазин, получить подарочную карту на 1500 руб. Во время таких акций возвращалось 85% проданных елок, вспоминает Тихонова. Но IKEA пришлось отказаться от проекта, так как компания не смогла найти поставщиков, полностью отвечающих ее требованиям. Поэтому IKEA перешла на продажу саженцев в контейнерах – такие елочки после Нового года можно высадить на улице.

В России программы утилизации пока опробовали только производители отечественных автомобилей – причем при поддержке государства – и продавцы бытовой техники – за свой счет. Крупные сети электротоваров регулярно предлагали скидки на новый товар тем покупателям, которые готовы сдать в утиль старые приборы. Представители «Эльдорадо», «М.видео» и Media Markt признавались «Ведомостям», что это оказалось удачным маркетинговым приемом – продажи товаров, участвующих в акции, росли на десятки процентов. «М.видео» регулярно проводит такие акции – они одни из самых успешных, отмечает представитель компании Антон Пантелеев. Старую технику компания сдает заводу-подрядчику для переработки, часть деталей используется как вторсырье. Но сотрудник крупной сети бытовой техники отмечает, что в России нет системы переработки электроники «в ноль», которая позволяла бы снизить вред для окружающей среды и увеличить процент используемого вторично сырья.