Пограничные проблемы

Правительства Петер­бурга и Ленобласти обещают обеспечить инфраструктурой территории на границе регионов и объединить усилия в привлечении инвесторов

Вчера в Смольном состоялось первое совместное заседание правительств двух регионов. Власти договорились сотрудничать в сфере развития инженерной, транспортной, топливно-энергетической и социальной инфраструктуры, экологии и территориального планирования. Для работы создан координационный совет, который должен собираться не реже чем один раз в квартал, сообщили губернаторы Ленобласти Александр Дрозденко и Петербурга Георгий Полтавченко.

Политические тарифы

По данным администрации Ленобласти, на прилегающей к городу территории, прежде всего вдоль КАД, можно построить более 10 млн кв. м жилья и общественно-деловых объектов. Одна из болевых точек – строительство сетей и подключение к ним проектов на территории ближайшего к городу Всеволожского района, считает Юрий Пахомовский, и.о. вице-губернатора Ленобласти, курирующий жилищно-коммунальное хозяйство и топливно-энергетический комплекс. В III квартале 2012 г. во Всеволожском районе, по данным КЦ «Петербургская недвижимость», выведено в продажу 300000 кв. м жилья. Но для ввода в деловой оборот новых территорий необходима возможность подключения их к инженерным сетям. Технологическая возможность и ресурсы «Водоканала» это позволяют, утверждает его гендиректор Феликс Кармазинов.

В числе основных проблем, тормозящих развитие прилегающих к Петербургу территорий, вице-губернатор Петербурга Сергей Козырев назвал разницу в тарифах на подключение к инженерным сетям в двух регионах. Тарифная политика должна быть синхронизирована, согласен его коллега из Ленобласти Дмитрий Ялов. Тарифы на подключение по закону устанавливаются на региональном уровне, а на территории Ленобласти часто и на уровне муниципалитетов, но если будет политическая воля, то их можно сбалансировать, считает представитель городского комитета по тарифам. Уравнять ставки тарифов на технологическое присоединение в Петербурге и Ленобласти невозможно, полагает представитель крупной энергетической компании. Стоимость технических работ – прокладка кабельных линий, установка или реконструкция трансформаторных подстанций – не может быть одинаковой в двух регионах в силу различия территорий и состояния сетевой инфраструктуры, говорит он. В городе прокладываются преимущественно кабели, а в области часто используются воздушные линии электропередачи, в городе плотная застройка, сложная сетевая инфраструктура, а в области провести те же земляные работы зачастую проще, объясняет энергетик. Конкретные схемы по подключению к водо-, энерго- и газоснабжению губернаторы договорились рассмотреть в начале следующего года.

Без конкуренции

Если два региона пойдут друг другу навстречу по вопросам подключений, это будет большим благом для строительного рынка, считает гендиректор девелопера «Отделстрой» Марк Окунь. До сих пор у застройщиков, работающих в Ленобласти, есть проблемы с подключением к городским сетям, даже если их проекты расположены в непосредственной близости от источников, это политический вопрос, рассказывает Окунь. В области работать проще, проектная и строительная документация согласовывается быстрее, считает представитель ЗАО «Ленстройтрест», у которого есть объекты в городе и области. Тарифная политика и условия инвестирования различаются не сильно, но создается впечатление, что администрация области больше заинтересована в инвестициях, добавляет он. По данным Петростата, объем инвестиций в основной капитал крупных организаций в Петербурге в первом полугодии этого года составил 101,2 млрд руб., а в Ленобласти – 113,2 млрд руб.

Главы двух регионов решили создать совместный инвестиционный совет, в задачи которого войдет выработка единой стратегии и вопросы поддержки инвесторов, рассказал вчера журналистам Дрозденко. «Мы не должны конкурировать за крупных инвесторов», – говорит он.

Условия, которые предоставляет администрация, – далеко не главный фактор при выборе региона, комментирует гендиректор завода автокомпонентов Gestamp в Ленобласти Владимир Березанский. Самое важное, по его словам, – это наличие заказчика рядом, логистическая привлекательность места и наличие рабочей силы. «Gestamp выбрал место ближе к производству Ford, который был первым крупным клиентом завода», – объяснил гендиректор.

Сравнивать эти два региона сложно, когда компания принимала решение об инвестировании, рассматривался конкретный участок, комментирует представитель петербургского завода Bosch-Siemens Антон Рассадин. Городские власти оказывали проекту огромную поддержку на всех этапах, вспоминает он. «Область такой инициативы по поддержке инвесторов тогда не проявляла», – добавляет Рассадин.