Итоги года: Кризис преодолен


Каждая ли компания готова включить благотворительность в свои стратегические приоритеты? Насколько можно соотнести корпоративную благотворительность с целями бизнеса? Как решить, какие проекты можно считать самыми эффективными, и применимо ли к корпоративной благотворительности такое понятие? Это лишь часть вопросов, которые ставили перед собой пять лет назад инициаторы исследования «Лидеры корпоративной благотворительности». Сейчас уже можно делать выводы о развитии корпоративной благотворительности. К сожалению, только 18 компаний выделяют для обеспечения этой деятельности административные расходы, но это сфера ближайшего развития.

Во-первых, альтернативы ей нет. Число постоянных участников проекта, максимум которых был как раз достигнут в этом году (46 из 52 участников этого года хотя бы раз принимали участие в проекте), а также увеличивающееся число компаний, впервые принимающих участие в исследовании, говорят, что проект занял свое место в корпоративной среде.

Другим подтверждением серьезности компаний является принцип формирования бюджета на благотворительность. В этом году только две компании указали, что бюджета как такового нет, он формируется по запросам. Остальные в основном выделяют фиксированную сумму на благотворительность в год, а еще три – в виде фиксированного процента от прибыли компании. Таким образом, компании планируют свою благотворительную деятельность так же, как и свою основную работу.

Во-вторых, корпоративная благотворительность представляет собой сложную композицию программ и тем, основанную на целях и приоритетах компаний. Лишь в очень редких случаях компании выделяют от одного до трех приоритетных направлений, в большинстве это от пяти до восьми различных социальных тем. Фактом, подтверждающим усложнение корпоративной благотворительности, является и использование различных методов ее организации внутри компании.

Третьим важным фактом, подтверждающим усложнение корпоративной благотворительности, является использование различных методов ее организации внутри компании. Только пять компаний из 52 указали, что используют один подход к ведению благотворительной деятельности, еще 13 компаний используют как минимум три различные формы реализации своих стратегий филантропии, а 26 компаний имеют четыре и более формы. Наиболее распространенным стало создание собственных корпоративных программ, о них заявили 47 компаний-участников, а 32 компании привлекают к своей благотворительности сотрудников, поддерживая их частные пожертвования или организуя программы корпоративного волонтерства (31 компания). Новым в этом году можно считать увеличение числа разного рода партнерских программ – с другими компаниями, некоммерческими организациями или властью. О подобных подходах заявили 33 компании.

Исследование этого года подтвердило, что кризис, оказавший значительное влияние на корпоративную благотворительность, фактически преодолен. Объем средств, предоставленный десяткой лидеров по итогам 2011 г., составил 15,4 млрд руб., что соответствует объему докризисного 2008 года и превышает 2010 год почти в полтора раза.