Плати или улети!

10 декабря российские власти могут закрыть небо для крупнейшего украинского авиаперевозчика «Аэросвит». Компания задолжала аэронавигационным службам и аэропортам не менее 170 млн руб. Весь ее долг составляет примерно столько же, но долларов
М. Стулов/ Ведомости

Авиакомпания выполняет около 20% своих рейсов в Россию. Но российские авиапассажиры от ее проблем вряд ли пострадают, рассуждает главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. В случае сбоя потребности в перевозках смогут восполнить «Аэрофлот», «Трансаэро», «Ютэйр», «Сибирь», которые уже обладают назначениями на рейсы на Украину. Пассажирам следует быть бдительными: на поддержку российских авиавластей могут рассчитывать лишь клиенты российских перевозчиков, напоминает представитель Росавиации.

«Аэросвит»

Акционеры: Фонд госимущества Украины (22,39%), «Генавиа-инвест» (структура Приват-банка, 25%), Gilward Investments B.V. (37,96%). Перевозки (2011 г.) – 2,8 млн пассажиров. Долг (на 30 июня 2012 г.) – $175,9 млн. Финансовые показатели (первое полугодие 2012 г.): выручка – $353,86 млн, чистый убыток – $90,26 млн.

Крупнейшему авиаперевозчику Украины – «Аэросвиту» 10 декабря могут закрыть воздушное пространство России, сообщила вчера Росавиация. Причина в долгах. Российской Государственной корпорации по организации воздушного движения «Аэросвит» недоплатил порядка 50 млн руб. Причем авиасообщение должно было быть прекращено еще вчера, но руководитель Росавиации Александр Нерадько получил от украинского коллеги Анатолия Колесника заверения, что проблемой «займутся вплотную», сообщил представитель Росавиации.

«Аэросвит» должен не только аэронавигационным службам. Задолженность перед «Шереметьево» – 95 млн руб., еще 25 млн руб. – перед «Внуково», сообщили представители аэропортов. «Авиакомпания за этот год уже перевезла 320000 пассажиров. Поэтому мы согласились пойти навстречу и подождать до 10 декабря. Но она уже не раз выбивалась из графика погашения задолженности», – сожалеет сотрудник «Шереметьево». «Внуково», через которое в 2012 г. прошло 110000 пассажиров «Аэросвита», тоже пока останавливать компанию не собирается. «Пулково» оставило запрос «Ведомостей» без ответа.

Представитель «Аэросвита» в России Игорь Кравчук сказал, что ему известен один инцидент: «Шереметьево» отказалось обслуживать утренний рейс компании в Киев. Остальные рейсы пока по расписанию. Сотрудник «Шереметьево» говорит, что 4 декабря некоторые рейсы «Аэросвита» были отменены, но из-за долгов перед украинской аэронавигацинной службой. Однако ночью авиакомпания «договорилась» и прислала за пассажирами вместительный Boeing-767. Вчера вечером через украинские СМИ авиакомпания сообщила, что с долгами перед российскими партнерами будет рассчитываться, и принесла пассажирам извинения.

Работу «Аэросвита» могут остановить и на родине. У компании задолженность перед «Укртатнафтой» (основной поставщик топлива) около $12 млн, есть долг перед базовым аэропортом «Борисполь», знают два поставщика компании. «Украэроруха» (аэронавигационная служба) в марте тоже грозила прекратить обслуживать «Аэросвит» «из-за многомиллионной задолженности». Решение об ограничении полетов «Аэросвита» уже приняли власти Белоруссии, знает близкий к ним источник. А источник в «Шереметьево» предполагает, что проблемы «Аэросвита» связаны с прекращением дотаций от его основных акционеров (доли в авиакомпании принадлежат Украине и структурам, аффилированным с Приват-банком, см.справку). Российский представитель «Аэросвита» говорит, что про эти дела рассуждать не уполномочен, а телефоны центрального офиса на Украине вчера не отвечали.