Споры о скорости

Президент Владимир Путин предложил финансировать проекты высокоскоростного сообщения за счет инфраструктурных облигаций. Но этого будет недостаточно, считают эксперты, помощь бюджета все равно потребуется

Путин предложил правительству до 30 января 2013 г. «представить предложения о механизмах применения инфраструктурных облигаций» для финансирования «развития высокоскоростного железнодорожного сообщения», говорится в перечне поручений президента по итогам встречи с представителями Союза транспортников России и РЖД 19 октября (копия есть у «Ведомостей»).

Под высокоскоростным сообщением (скорость 350–400 км/ч) подразумеваются проекты РЖД: ВСМ-1 (Москва – Санкт-Петербург) и ВСМ-2 (Москва – Екатеринбург), поясняет чиновник Минэкономразвития. РЖД их оценивала более чем в 2,6 трлн руб. Предполагалось, что на 70% проекты ВСМ будут финансироваться из бюджета, остальное – частные инвестиции.

Конкретных предложений пока нет: идет поиск оптимальной модели, уверяет сотрудник Минтранса. До 1 февраля правительство и РЖД должны представить «финансовую модель развития скоростного движения», говорится в протоколе совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева по поводу инвестпрограммы РЖД на 2013–2015 гг. РЖД готовит предложения, говорит представитель монополии.

Инфраструктурные облигации – долговой инструмент, который РЖД предлагает использовать для реализации проектов с окупаемостью в 20 лет и выше. Максимально приемлемый уровень ставки для таких бумаг – 8% (примерно такая же ставка у облигаций федерального займа), подчеркивается в материалах монополии. Правительство рассматривает возможность выкупа инфраструктурных облигаций на деньги Пенсионного фонда. А использование средств Пенсионного фонда позволит привлечь инвесторов, с которыми «работает Российский фонд прямых инвестиций» (РФПИ), говорил вице-премьер Аркадий Дворкович на октябрьском совещании Путина с президентом РЖД Владимиром Якуниным и министром транспорта Максимом Соколовым.

Минимальный объем инвестиций РФПИ и привлеченных фондом иностранных вложений – $100 млн, максимальный – $500 млн. Среди соинвесторов РФПИ крупнейшие фонды – BlackRock, Templeton, Goldman Sachs, CIC. Представитель РФПИ не стал комментировать возможность финансирования проектов РЖД.

Без серьезных субсидий из федерального бюджета проекты ВСМ-1 и ВСМ-2 все равно не состоятся, уверен федеральный чиновник, курирующий железнодорожный транспорт. Общая стоимость проектов ВСМ-1, -2 и скоростных трасс – более 3 трлн руб., говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: за счет средств Пенсионного фонда и инвесторов можно профинансировать до 500 млрд руб. от этой суммы, остальное придется компенсировать из бюджета либо за счет средств крупного частного инвестора.