Андрей Воробьев: Интервью - Андрей Воробьев, врио губернатора Московской области

Андрей Воробьев о том, как нужно развивать Московскую область, где она найдет деньги на дороги, как работается с Сергеем Собяниным и почему «Русское море» откажется от проектов в Подмосковье
Андрей Воробьев, временно исполняющий обязанности губернатора Московской области/ М. Стулов/ Ведомости

1998

генеральный директор ЗАО «Русская рыбная компания»

2000

помощник вице-премьера Сергея Шойгу

2003

стал депутатом Госдумы, затем дважды переизбирался

2011

руководитель фракции «Единая Россия», вице-спикер Госдумы

2012

врио губернатора Московской области

Бизнес, МЧС и Ицхак Адизес

Андрей Воробьев основал холдинг «Русское море», который в 2002 г. продал младшему брату Максиму (сейчас это единственная публичная компания в сфере рыбопереработки). «Не испытываю никаких комплексов по поводу «Русского моря», – утверждает он. – Это дело, которое я создал с нуля. У нас в семье есть железный принцип: уходя – уходи. Я понимал, что освобождаю дорогу брату навсегда – у меня не было обратного пути. Бизнесом занимается только он. Я горжусь своим братом». По словам врио губернатора, после его назначения Максим Воробьев вышел из всех проектов в Московской области: «Брат считает, что это конфликт интересов. Я его поддерживаю». Воробьев говорит, что «волей-неволей» прошел школу МЧС: «Когда создавалась служба, по большому счету это был набор людей, которые хотели спасать людей, но как именно спасать, кого и где – этого никто не знал. Я никогда не был в министерстве, но всегда находился в этом кругу, общался с настоящими героями». «[У меня] серьезные изменения в жизни, сейчас думать об отдыхе легкомысленно, – говорит врио губернатора. – Выходные стараюсь проводить с семьей и уделять внимание близким. На книги времени мало остается. Обычно читаю несколько книг одновременно. Из недавних – книга, которую подарил мне Герман Греф, – [гуру менеджмента] Ицхака Адизеса!»

Льготы на промысел

После недавней поездки Андрея Воробьева в Павловский Посад подмосковные власти пообещали построить поликлинику вместо той, которой больше 100 лет, и проложить тоннель вместо вечно закрытого железнодорожного переезда. А также утвердили льготу на народные промыслы (4 процентных пункта в ставке налога на прибыль) и сократили ставку налога на имущество, чтобы народные промыслы – Жостово, Гжель, павловопосадские платки, елочные игрушки (всего около 20 предприятий) – могли развиваться. «Я купил две исконно русские шали – маме и супруге. Теперь они меня в них иногда встречают, и мне это приятно», – говорит Воробьев.

Политическую карьеру Андрей Воробьев начал в 2000 г., став помощником Сергея Шойгу. Тогда министр обороны и бывший губернатор Московской области занимал пост вице-премьера и возглавлял МЧС. В интервью «Ведомостям» Шойгу объяснял, что после выборов 1999 г. перед ним поставили задачу создать на базе «Единства» полноценную партию, а помогать он позвал сына ближайшего соратника Юрия Воробьева – Андрея. Ровно месяц назад Воробьев возглавил Московскую область, покинув пост руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме. В сентябре будущего года ему предстоит участвовать в выборах губернатора Подмосковья. В отношении себя Воробьев категорически не приемлет слова «помогать». В интервью «Ведомостям» обещает работать так, «чтобы его многие хотели поддержать».

– Как происходило ваше назначение, насколько оно стало неожиданным для вас?

– Элемент неожиданности, конечно, присутствовал. Вы сами помните, как стремительно развивались события в начале ноября. О своем возможном назначении узнал накануне. Я признателен президенту за это решение и ценю его поддержку.

– Правда ли, что Сергей Шойгу предоставил президенту свой список кандидатов, где первой фамилией значилась ваша?

– О чем говорили Владимир Владимирович [Путин] и нынешний глава Минобороны, я не знаю. Естественно, что каждый из нас имеет право рекомендовать, называть имена и отстаивать ту или иную позицию. Но конечно, решение принимал президент. Мы с ним работали и до моего назначения. Думаю, я для него человек понятный. Когда-то именно он предложил мне пост руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме.

– Вы сомневались? Или когда делают такие предложения, сомневаться не принято?

– Ни секунды не сомневался!

– Вы уже решили, пойдете вы на выборы губернатора от «Единой России» или, как сейчас модно, от широкой общественной и политической коалиции?

– Буду работать так, чтобы меня многие хотели поддержать. Вершина признания для политика – это доверие людей. Без такой опоры было бы сложно замахиваться даже на самые скромные проекты.

– Как думаете, пригодится на новом посту опыт работы в Госдуме?

– Я многому в Думе научился. Во-первых, до назначения в декабре прошлого года я думал, что нет более публичной должности, чем руководитель исполкома «Единой России». Но после часто вспоминал о своей наивности, потому что руководитель фракции не просто работает, а живет наизнанку: он постоянно должен давать трактовку действий коллег и своих собственных.

Во-вторых, плотно занялся законодательством. А ведь что такое законы? Это всегда компромиссы. Очень редко в больших системах удается принять решение, которое всеми поддерживается. Треть – за, треть – против, остальные колеблются. И тут единственный выход – коммуникации, обсуждение, экспертные советы, парламентские слушания. Все это помогает не только найти комплексное решение, но и оценить последствия его принятия.

К тому же я руководил фракцией большинства, где собрались люди яркие, уже зарекомендовавшие себя и доказавшие право на признание. Управлять такими людьми – это тоже особый опыт.

– Что отличает нынешнюю работу?

– Один очень мудрый человек сказал мне: относись к этому посту не как к работе, а как к служению, тогда многое получится! Здесь больше практики – в части управления системами. Мое образование, мои навыки, приобретенные до 2000 г., были подчинены искусству управления. Потом был период большой политики – оттачивал навыки общения с людьми, убеждения. А теперь вновь получил возможность работы на земле. Где важно не только разговаривать с людьми, но и иметь рычаги, чтобы изменить качество жизни. Самое главное – создавать эти рычаги. Мне это интересно, часто с работы уходить не хочется.

Сложный регион

– Насколько ваши ожидания от того положения дел, которое есть в области, оправдались?

– Московская область – сложный регион. То, чем живут люди в Зарайском районе, Химках и Ногинске, имеет много отличий. Это разные и по географии, и по укладу, и по уровню жизни территории. Такая Россия в миниатюре. Но я не думал, что в часе езды от Москвы до сих пор можно встретить убитые детские сады, клиники, которым более 100 лет и они выглядят на эти 100 лет. Там нет компьютеров, провалились полы, грибок на стенах – просто начало ХХ века! И это больно. Так же как и отсутствие рабочих мест в отдаленных от Москвы районах – часто трагедия! При этом Московская область – уникальный регион, и такого потенциала нет ни у одного другого. Столица – это сердце страны, но ее душа – это Московская область. И логистически, и по истории, и по культуре.

– Какими видите приоритеты развития области?

– Первое – это социальная сфера. Потому что именно на нее завязано качество жизни, завязаны ощущения людей, их желание жить и работать в том или ином регионе. Это, бесспорно, материнство и детство, детские сады, педиатрические и терапевтические участки, новые больницы. Второе направление – дороги. У нас их мало. При таком скачке в росте автомобильного, грузового транспорта, количестве фабрик-заводов, которые в регионе открываются, неизбежен коллапс. Но, конечно, экономика всему голова. Если развивать экономику, то будут и детские сады, и больницы, и дороги.

– Вы совместили два руководящих поста области – губернатора и председателя правительства. Насколько дальновидным было это решение, учитывая, что в сентябре у вас выборы?

– Самые точные ответы дает время! У меня есть девиз: нужно работать так, чтобы можно было себе сказать: я сделал все, что мог! Я понимаю, какой это груз, но стоять над процессом, увиливать от ответственности не в моем характере, мне этого не надо. Сегодня мы формируем современную корпоративную культуру управления областью. Буду стараться, чтобы я и моя команда не подвели жителей области. Я своих коллег на это настраиваю и хочу, чтобы люди сплотились вокруг этой цели. Ну и, конечно, получали удовлетворение от работы, от признания. Многие из них достаточно молоды и понимают: проявят себя – у них будут хорошие перспективы. А материальное обеспечение тут достойное.

– Откуда? Даже московские чиновники жалуются на уровень зарплат.

– Я говорю о том, что здесь можно себя чувствовать защищенным, не думать, как прокормить семью, и работать на результат. Достаточная зарплата, чтобы взять профессиональных людей.

– Вы говорили, что собираетесь экономить и на аппарате правительства, а сэкономленные деньги отдадите общественникам на гранты. На чем будете экономить, если не на зарплатах?

– Мы уже сэкономили деньги за счет сокращения одного из аппаратов – при совмещении должностей губернатора и председателя правительства. Все конкурсы будут прозрачными – это еще один источник! Свободные деньги пойдут на гранты общественным организациям, занимающимся прежде всего проблемами материнства и детей, поддержкой бизнеса и экологии, наших ветеранских организаций. Но, конечно, важно уметь не только экономить, но и зарабатывать деньги для бюджета.

– Предыдущее правительство собиралось увеличить бюджет региона до 1 трлн руб. У вас такие планы сохраняются?

– Да, абсолютно. Для этого есть все предпосылки – создание производств, открытие предприятий. Я считаю, что роль бизнеса должна возрастать не только как инвесторов в экономику, но и как коллективных участников политического процесса. Сегодня есть около 20 серьезных инвесторов, готовых вложиться в Подмосковье. Это предприятия в области автомобилестроения, авиастроения, перерабатывающее производство и промышленность строительных материалов. Приводить конкретные названия не рискну, так как это конкуренция. Не хотел бы, чтобы кто-то их у нас переманил (смеется).

– Зато вы у Москвы переманиваете – так говорят.

– Это просто логично! Мы считаем, что промышленное производство в Москве – это не веление XXI века. Поэтому, если какие-то предприятия будут иметь желание переехать в область, мы будем их всячески поддерживать.

Прочные отношения

– Обещал ли вам помогать Шойгу?

– Знаете, чаще помогают тем, кто попал в беду, помощь нужна тому, кто делает первые шаги в жизни или престарелому человеку! У нас давно другие взаимоотношения с Шойгу!

– Почему вам не нравится слово «помогать»?

– Нравится (смеется). Но в данном контексте мне больше подходит слово «сотрудничать». Например, комплектуя свою команду, я никому не помогал в трудоустройстве. Никто не смотрел преданно мне в глаза с мольбой – возьми меня, пожалуйста, на работу. Я предлагал партнерство и сотрудничество сильным людям!

– А разве в чиновничьей среде не больше всего ценится личная преданность?

– Это важный момент. Искусство руководителя – не только набрать талантливых людей. Как правило, они требуют к себе особого отношения. Все с характером. Искусство заключается в том, чтобы из них создать команду. Этот навык постоянно надо совершенствовать.

– Как команду набираете?

– По их поступкам, по делам, способностям – это главный принцип успешного кадрового менеджмента. Да и по жизни полезно руководствоваться этим.

– Но вы оставили многие кадры предшественника.

– Да, но кто-то ушел с ним. А из трех первых заместителей председателя правительства двое пришли со мной. Стараюсь брать в команду профессиональных людей. И никто не заставит меня поступить иначе.

– А вас можно заставить что-то сделать?

– Заставить едва ли... Можно убедить!

– Вы жесткий руководитель?

– Это лучше не у меня спрашивать (улыбается). Везде разный стиль – в Думе, в бизнесе, в армии. Везде есть своя специфика. Я считаю, что, если решение принято, оно должно быть выполнено. И это объединяет все стили. Сильное решение – когда оно принимается коллегиально. Сила в том, чтобы найти общие ценности, преимущества той или иной ситуации.

– По каким вопросам сотрудничаете с Шойгу?

– Мы много общаемся. На прошлой неделе, например, обсуждали перспективы развития военных городков и земель, которые принадлежат Минобороны. У нас будет согласованная позиция: есть понимание, что новые города и районы будут расти там, где есть рабочие места, а значит, их надо создавать. Обустройство районов должно быть на высоком уровне – скверы, парковки, детские сады, школы и т. д. Без этого строить новые микрорайоны мы не будем. Кроме того, будем вовлекать земли Минобороны в оборот.

– Как будут строиться отношения с влиятельным соседом – мэром Москвы Сергеем Собяниным?

– У нас с мэром прочные отношения. Одна из первых моих встреч на новом посту была именно с ним. Журналисты часто спрашивают, кто к кому чаще ездит. Ответ: и я, и он. И думаю, мы готовы ездить вместе куда угодно, лишь бы решать вопросы, которые стоят на стыке двух территорий. Недавно мы обсуждали у меня транспортную проблему, а на прошлой неделе я ездил к нему обсуждать систему «Глонасс».

У нас же агломерация – она не предполагает руководство одним регионом в отдельности от другого. Все завязано: люди, культура, настроения, планы, досуг. Поэтому у нас нет, не было и не будет стратегических разногласий и конфликтов. Мы понимаем, что только в консолидации наших усилий будет результат – и политический, и практический.

– При Громове Собянину легко удавалось лоббировать свои интересы – его политический вес был выше. А вот в общении с Шойгу складывалось впечатление, что отстаивание интересов происходит на грани конфликта. Готовы ли при необходимости занимать жесткую позицию?

– Абсолютно, но не несгибаемую позицию. Самое главное – самообладание и способность слышать друг друга. Это не моя Московская область, и это не Москва Собянина. Это территория тех, кто здесь живет. Мы лишь те, кто претендует на право принять умное, сильное решение и изменить качество жизни. Мы сюда пришли доказывать: мы в состоянии изменить то, что устроено сегодня несправедливо.

– А что устроено несправедливо?

– Невнимательное отношение к бизнесу, к инвесторам, столетние детские сады и серые убогие поликлиники. Это серьезные вызовы, и мне будет интересно с ними справиться. К тому же ресурсы у нас есть.

– Откуда? Ваши предшественники все время жаловались и просили денег на одно, второе, третье...

– Я считаю, что деньги у нас есть, важно расставить приоритеты. Если размазать по тарелке, конечно, то ничего не получится. Кроме того, жизнь подтверждает: здравые идеи всегда находят поддержку и финансирование. Конечно, мы будем обращаться и к федеральному правительству за дополнительными средствами. Стесняться обивать пороги федерального центра не будем (смеется).

– Какие деньги область уже получила из федерального центра?

– Мы все с интересом следили, как большая часть Мособласти отошла столице. Это вопрос решенный, но вместе с территорией из области ушли налогоплательщики. Крупнейший из них – «Межрегионгаз». Теперь следующие три года будем получать компенсацию по выпадающим доходам. Мы предполагаем, что это 20–24 млрд руб. в год. Плюс еще три раза по 10 млрд руб. – на строительство дорог.

– А что со 170 млрд руб., которые Шойгу также просил на строительство дорог?

– Дороги – это тема не только областная, а федеральная. Поэтому и дальше будем над ней работать.

– Отдадут ли области функции заказчика по строительству ЦКАД?

– Будет заключено партнерское соглашение, которое предполагает совместную работу по строительству ЦКАД. Область не собирается стоять в стороне, мы будем участвовать по полной программе – развитием прилегающих территорий, вовлечем в строительство наши предприятия, рабочую силу. Это все налоги, дополнительные рабочие места. При этом заказчиком остается Росавтодор. Запуск ЦКАД необходим как воздух, но 2019 год – это слишком поздно. Поэтому будем включать форсаж, но с холодной головой!

– Насколько могут сократиться сроки строительства?

– Строительство начнется с 1 января 2014 г. Современные технологии и финансовая поддержка федерального центра могли бы приблизить сдачу хотя бы на 2018 г., а еще лучше – на 2017 г.

– Лоббировалась также идея уплаты налогов по месту жительства. Что с ней?

– Мы сделаем акцент на открытии новых производств на территории области.

– Еще область просила пересмотреть недавно утвержденные границы с Москвой.

– Президент давал поручение до 1 декабря эту работу завершить. Думаю, это не повлияет ни на политику, ни на достижение нами глобальных и стратегических целей. Решение принято, территории отошли Москве. И это свершившийся факт.

– Летом вы высказывались против того, чтобы парламентский центр перенесли в Коммунарку. Сейчас мнение изменилось?

– Нет! Мое мнение: если в Москве есть место для завода ЗиЛ, то почему не может быть найдено место в центре города для парламента страны? Парламент – это один из символов демократии и свободы, это может быть самое посещаемое туристами и россиянами место.

Принцип здравого смысла

– Москва сейчас разрабатывает стратегию своего развития. Одна из ее идей – найти точки роста для столицы. А какие точки роста могут быть у области?

– Москва – финансовый центр со штаб-квартирами банков, инвестфондов и т. д. Точно так же, как области не нужно тысячи гектаров засеивать пшеницей, так и Москве не обязательно размещать на своей территории производственные мощности. В Москве должны быть инновационные, уникальные продукты. Соответственно, мы у себя должны иметь мощную производственную базу.

Считаю, что есть потенциал у туристического кластера. Помимо строящегося парка «Россия» есть уникальные города, которые являются центром православия, – Сергиев Посад, Павловский Посад, Серпухов.

– По какому принципу будут появляться новые рабочие места в области?

– По принципу здравого смысла и грамотного территориального планирования. Каждый район имеет свою специфику, и мы будем это учитывать. Если мы говорим об авиастроении, ремонтной базе, производстве запчастей, логично, чтобы завод находился в Жуковском – там, где есть кадры. Если сельское хозяйство, то это, например, Каширский район. В России 16 наукоградов, из них 14 – в Московской области. Основной интеллектуальный научный потенциал – это наше преимущество. Например, все российские нобелевские лауреаты вышли из нашего Физтеха. Мы должны это использовать.

– В области много сельхозземель. Понятно ли, что будете с ними делать?

– Нигде в России земля не стоит так дорого, как в Московской области. Сейчас некоторые землевладельцы платят за нее [налог] по льготной ставке 0,3%. Мы за то, чтобы плата за не используемые по целевому назначению земли была 1,5%. В правительстве и Думе надеемся на понимание по этому вопросу.

Что касается стратегии по сельскому хозяйству, обсуждаем ее. Масштабом посевных мы явно эффекта не достигнем, но и отказываться от сельхозпроизводства не будем. Там, где есть свободные земли, можно выращивать и подсолнечник, и пшеницу. Маленькая Голландия выращивает огромное количество цветов, фруктов, зелени. Думаю, что мы должны идти таким же путем.

– Как будете решать транспортную проблему? Москва активно занимается этой работой, но без развития дорог в области эти усилия могут быть напрасными.

– Никто никуда не едет – все стоят и порой очень сильно ругаются. Самое страшное, что оперативные службы не могут ни оказать помощь, ни отреагировать вовремя. Первая задача – реконструкция переездов. В этом году на эти цели нам дали из федерального центра 12 млрд руб., будут давать и в следующем. Нам важно сформировать проектную базу, чтобы не было промедлений. До конца года завершим проектирование семи переездов плюс еще девять в I квартале следующего года. Вторая задача – это строительство хордовых дорог, их должно быть порядка 12, соединяющих одну трассу с другой. Одна из хорд – на 66 км от Подольска на Домодедово – Раменское – ЦКАД. Сейчас идет проектирование.

– Сколько у области есть средств на дорожное строительство?

– Кроме компенсации выпадающих доходов и дополнительно выделенных 10 млрд руб. у нас есть свой источник – региональный дорожный фонд. Его размер – около 24 млрд руб. Это налоги, которые мы собираем. Плюс есть программа по развитию Московского транспортного узла (цифры уточняются).

– На днях вы договорились с Собяниным об ограничении движения грузовиков на МКАД. Получается, все пошли лишь на небольшую уступку – отсрочили меры всего на один месяц?

– Здесь нет никакой уступки. Решение родилось через совместное обсуждение – в этом принципиальная разница. Так подробно и основательно проблему мы обсуждали впервые. С одной стороны, есть риски, ведь любое ограничение – это плохо. С другой стороны, в нашем регионе ежегодный прирост автомобилей составляет 300 000. Люди часами стоят в пробках. Нужно вводить регулирование сегодня, потому что завтра это может быть чревато транспортным коллапсом. Поэтому ключевое – коллегиальное решение и общие усилия.

– Областной министр транспорта называл основной проблемой нехватку стоянок.

– Считаю, было бы большой ошибкой тратить миллиарды рублей на строительство гигантских загонов для автомобилей. Мы нашли более умное решение – чтобы при создании автозаправочных станций обязательно предусматривалось место для отдыха водителей на 20–30 машин. Такие парковки, где могут отдохнуть водители и легковых авто, и дальнобойщики, можно увидеть в Европе. Осталось их построить!

– Области придется передавать земли под такие цели бесплатно?

– Нам с вами известно, что в жизни мало что бывает бесплатным. Поэтому платить что-то придется неминуемо! Плюс акциз с продажи бензина идет на строительство дорог, другие налоги. Поэтому мы заинтересованы, чтобы таких парковок были тысячи. И логистические центры будем строить, чтобы сократить простои большегрузных фур – это же для бизнеса большое неудобство. Будем обращаться к депутатам с поправкой, которая позволит более оперативно выкупать земли. У Московской области практически нет земель в собственности.

– Около МКАД строится огромное количество жилья. Вы оставите эти проекты в том виде, в каком они были согласованы?

– Внешняя сторона МКАД должна быть обустроена по-современному. Я могу сказать, что никаких шанхаев, спонтанных рынков не допустим.

– Будет ревизия?

– Такой анализ необходим – это затрудняет движение, может стать опасным рассадником контрафакта, антисанитарии и т. д. Что касается 22-этажных домов вокруг МКАД – вряд ли кто-то это может назвать украшением, – можно строить. Но нужно строить разумно и не жадничать!.. Потому что жадность, как известно, ведет к бедности! Микрорайоны должны быть с ухоженными дворами, детскими площадками, яслями. Когда молодая мама гуляет с коляской вдоль дороги – это от безысходности. Думаю, строительные компании со мной согласятся, что это ошибка.

– Но им-то так выгодней?

– Мы будем рекомендовать изменить подходы. Мы уважаем наш строительный комплекс. Он самый мощный в стране – больше нигде в России не вводится такого количества жилья – 7–8 млн кв. м! Но, как и все остальное, это надо делать с умом, с пользой для людей.

– Будете стараться сохранить объемы ввода?

– Жилье должно быть комфортным. Не хочу показаться идеалистом, но если в других успешных странах это возможно, то почему бы нам не перенять этот опыт и не заботиться об экологии, качестве жизни за МКАД? Конечно, невозможно это изменить одним волевым решением. Но мы будем внедрять все передовое на территории области.

– Какой видите область через пять лет?

– Современной. Сейчас это часто провинция. В этом есть свой плюс – много русского, сохранилось много традиций, истории, особенно в дальнем Подмосковье. Нужно не только не растерять, но и развивать, при этом не чураясь современных подходов. Знаю, что это сложно, но тем интереснее будет реализовать эти планы. Мы попробуем.