Театр одного девелопера

Девелопер Сергей Полонский, похоже, сдержит слово и перестанет быть бизнесменом. За остатки Mirax Group (она же Nazvanie.net, она же Potok) он может получить до $200 млн, но скорее всего меньше, говорит источник «Ведомостей»
Г. Сысоев/ РИА Новости

Насколько заявления Полонского впечатлили его кредиторов, вопрос открытый. В кризис Mirax вошла с долгом в $770 млн. Как и других девелоперов, ее засыпали судебными исками банки, держатели облигаций и подрядчики. Самые крупные долги были так или иначе урегулированы: заем на $180 млн по СLN – в марте 2009 г., кредиты на $241,6 млн перед Альфа-банком – в сентябре 2009 г. Но компанию с самого начала кризиса начали покидать топ-менеджеры. Из четверки топов – Темников, Дмитрий Луценко, Алексей Адикаев и Максим Привезенцев, с которыми Полонский отстраивал Mirax и которым он обещал по 3% акций, – в компании остался только первый.

Mirax теряла не только людей, но и проекты. Компания ФЦСР, владеющая правами на «Кутузовскую милю» (более 900000 кв. м), через суд расторгла договор с aффилированной с Mirax фирмой «Аванта». Суды по проектам в Черногории и Великобритании продолжаются до сих пор. Проект московской «Миракс плазы» достался «Стройгазконсалтингу» Зияда Манасира и Промсвязьбанку.

Сергей Полонский. Из оставшегося

Основной проект Potok сегодня – башня «Федерация» общей площадью 439000 кв. м. Она состоит из двух частей – «Запад», которая была построена и продана еще до кризиса, и «Восток» (на фото справа), ее строительство продолжается. Кредитную линию на $373 млн на достройку «Востока» одобрил Сбербанк, из этой суммы на октябрь было выбрано более $130 млн. Непроданными здесь остаются около 110000 кв. м. Бумажные проекты Potok: Paradise Living (300000 кв. м) в Кутузовском проезде, «Литературная газета» (30000 кв. м) в Костянском переулке, «Рублевская ривьера» (260000 кв. м) на Рублевском шоссе, «Мякинино» (250000 кв. м).

Сергей Полонский

Из непридуманного. Широкой публике Сергей Полонский известен не столько девелоперскими проектами, сколько эксцентричными поступками. Полонский и космос В 2004 г. Полонский хотел совершить космический полет в качестве туриста. Он прошел цикл подготовки, но в космос так и не попал из-за роста, который превышал установленные нормы. Полонский и миллиард Весной 2008 г. во время вечеринки в Каннах Полонский со сцены произнес ставшую крылатой фразу: «У кого нет миллиарда, пусть идут в жопу». Позже он утверждал, что этого не говорил. Еще позже – что фраза была вырвана из контекста. Полонский и галстук В октябре 2008 г. Полонский пообещал съесть свой галстук, если цены на квартиры не вырастут более чем на 25% через 1,5 года. Спустя 1,5 года советник Полонского Михаил Дворкович уверял «Ведомости», что цены выросли как раз на 25%. Но сам Полонский признал, что с прогнозом ошибся, и в мае 2011 г. в эфире «Минаев Live» съел кусок галстука. Полонский и Прохоров Летом 2008 г. Полонский предложил владельцу группы «Онэксим» Михаилу Прохорову спор: если Прохоров сделает хоть один успешный проект площадью не менее 100000 кв. м и тот будет отмечен специалистами рынка как лучший, то Полонский обязуется выплатить ему $10 млн. Полонский и Ресин «Уважаемый Ресин, Вы что, с дубу рухнули?» – написал Полонский весной 2011 г. в своем ЖЖ, после того как московские власти отозвали разрешение на строительство башни «Федерация». Полонский и Сурков В мае 2010 г. на встрече предпринимателей с первым замглавы администрации президента Владиславом Сурковым Полонский пожаловался на инвестиционный климат, из-за которого 80% бизнесменов сидят на чемоданах, и помянул дело Евгения Чичваркина. Сурков в ответ разразился упреками в адрес миллиардеров, которые получают гигантские прибыли, ходят в Кремль, знают всех министров, а до сих пор сидят на чемоданах, и помянул крылатую фразу Полонского про миллиард. «Так вот, у многих тут присутствующих людей нет миллиарда, но мы туда не пойдем, куда вы нас послали. Поэтому вы правильно говорите, что сидите на чемоданах, ведь люди могут вас неправильно понять. Скромнее надо быть», – заключил Сурков. Полонский и Лебедев В сентябре 2011 г. в эфире передачи «НТВшники» у Полонского возник конфликт с банкиром Александром Лебедевым. Лебедев ударил Полонского, тот упал и, как потом он всем продемонстрировал, порвал джинсы.

Сергей Полонский

Из непостроенного. «Poklonka парклайн» В 2006 г. Mirax предложила перекрыть железнодорожное полотно рядом с Поклонной горой и построить над ним около 1 млн кв. м недвижимости (жилье, офисы, гостиницы, общественные здания). Позже площадь выросла до 2,8 млн кв. м. Инвестиции оценивались в $4,2 млрд. Дома вместо ЛЭП В 2006 г. Mirax, «Интеко» и Федеральная сетевая компания собирались зарыть в землю 5 км воздушных линий электропередачи в Бибиреве – Бескудникове и на освободившихся 150 га построить 1 млн кв. м жилья и 350000 кв. м офисов. Инвестиции – около $6 млрд. Офис-яйцо В 2007 г. Mirax хотела построить в «Москва-сити» офисный комплекс на 250000 кв. м в форме яйца. Вращающаяся башня В 2008 г. Mirax начала разрабатывать проект многофункционального комплекса «Вращающаяся башня». 42 этажа из 62 должны были, как говорилось в релизе, вращаться «вокруг центрального ядра вне зависимости от других этажей».

Не продается!

«Знаете, мне каждый день звонят и говорят: слушай, тебя купили! Кто сегодня-то купил? А еще много знакомых появилось, которые спрашивают: так, ну что, можно тебя по дешевке купить? Полный бред! Если будет действительно тяжелая ситуация, пусть лучше государство станет владельцем такой уникальной компании, которая строит в девяти странах мира и развивает свой потенциал. Поэтому абсолютно точно: никому другому я эту компанию не продам!» Сергей Полонский, ноябрь 2008 г. Ведомости

Пакет Полонского в Potok – около 75% – выкупает банкир Алексей Алякин, который сейчас управляет компанией. Он говорит, что сделка в такой стадии, что выйти из нее ни одна из сторон не может, расчеты уже идут. Но сделка очень сложная, поэтому закрыть ее планируется только в конце 2013 г. Следующий этап – выкуп долей миноритариев: это ветеран Potok Максим Темников, владелец петербургской группы «Адамант» Владимир Голубев и акционер Aeon Corporation Роман Троценко, которые помогали Полонскому в кризис и получили доли в компании. Но с ними, говорил в октябре Алякин, пока есть только устные договоренности. В общем виде Темников и Голубев тогда подтверждали «Ведомостям» этот расклад.

Алякин не говорит, сколько заплатит Полонскому. $100 млн сразу и $100 млн до конца следующего года – такие суммы обсуждаются, сообщает источник, близкий к миноритариям. Но оговаривается, что итоговая сумма скорее всего будет меньше, ведь у группы единственный, по сути, живой проект – башня «Федерация» в «Москва-сити».

История успеха

Свою дорогу к девелоперским вершинам Полонский, как он сам рассказывал, начинал в Петербурге вместе с Артуром Кириленко. В начале 1990-х они возили с Украины рабочих для отделки новостроек. Взяли у знакомого 100 железнодорожных билетов, вписали туда фамилии и привезли в Петербург. «А так как с нами за работу рассчитывались квартирами (денег ни у кого не было), то четыре месяца пытались их продать через агентство, но не смогли, поэтому пришлось занимать у всех, у кого только можно было, для того чтобы расплатиться с людьми», – вспоминал Полонский. Полонский и Кириленко решили торговать квартирами сами и в 1994 г. создали для этого компанию «Строймонтаж». А в 1996 г. «Строймонтаж» взял первый объект в качестве подрядчика. «Мы с Артуром договорились: пока не заработаем миллион, не будем смотреть телевизор. Через 11 месяцев мы купили новые телевизоры. Если хочешь нарисовать новую звезду, ты должен от чего-то отказаться, чем-то пожертвовать», – рассказывал Полонский.

«Строймонтаж» стал заметным игроком на петербургском рынке. Как рассказывал Полонский, компания строила около 80000 кв. м жилья в год, при том что всего возводилось около 1 млн кв. м. В 2000 г. партнеры решили попробовать себя на московском рынке, начав строить жилой комплекс «Корона» (88900 кв. м) на пр-те Вернадского.

Выход в Москву был продиктован не только соображениями бизнеса. Полонский рассказывал друзьям, что в этот период шла жестокая борьба за пост губернатора Петербурга между Валентиной Матвиенко и Владимиром Яковлевым. Полонский поддерживал Матвиенко, но она проигрывала и сняла свою кандидатуру, поэтому Полонский и решил отправиться в столицу.

Кириленко остался курировать питерское подразделение, а Полонский стал выращивать московское. Портфель московских проектов быстро рос: ЖК «Золотые ключи–2» (144000 кв. м), коттеджный поселок «Ы», бизнес-центры «Европа-Building» (16000 кв. м) и «Полларс» (55500 кв. м). Знаковый проект компании – башня «Федерация» в «Москва-сити», которая должна была стать самым высоким зданием в Европе.

Кто помогал Полонскому в Москве? Знакомый бизнесмена уверяет, что вдова петербургского губернатора Анатолия Собчака Людмила Нарусова – она познакомила его с тогдашним министром здравоохранения Юрием Шевченко. К слову, заказчиком строительства «Короны» выступала Московская медицинская академия им. Сеченова. При закладке капсулы этого проекта Нарусова разве что за руку не держала Полонского, вспоминает собеседник «Ведомостей». А тогдашний московский мэр Юрий Лужков, участвовавший в закладке, по его словам, был очень удивлен, что строительством занимается петербургская компания.

В 2006 г. Полонский и Кириленко решили разделить бизнес. Полонский сохранил 10% питерского «Строймонтажа». Столько же осталось у Кириленко в московской компании, которая была переименована в Mirax.

Российский рынок жилья быстро рос: покупатели традиционно платили за квартиры вперед, а банки охотно ссужали строителей недорогими деньгами. Портфель Mirax достиг 12 млн кв. м, что сделало ее одним из крупнейших российских застройщиков. Стали появляться проекты за рубежом: был куплен люксовый отель Sungate Port Royal в Турции, начато строительство курортного комплекса Astra Montenegro в Черногории, заявлены проекты в Великобритании, Швейцарии, Франции. «Это первые шаги по завоеванию вселенной», – шутил Полонский.

К этому докризисному времени относится его крылатая фраза про миллиард, которой он приветствовал гостей на вечеринке Mirax в Каннах в 2008 г. («У кого нет миллиарда, пусть идут в жопу»). А один из топ-менеджеров компании на форуме по недвижимости, на котором присутствовал сын знаменитого американского девелопера Дональда Трампа, сказал, что Mirax еще подумает, стоит ли ей работать с компанией Трампа. В 2007 г. Полонский попал в список Forbes.

История провала

В кризисном сентябре 2008 г. Mirax первой заявила о заморозке большей части проектов. «По крайней мере в течение года мы не собираемся брать ни одного кредита и не будем начинать ни одного нового проекта», – пообещал Полонский, объяснив, что банки устанавливают ему заоблачные ставки. Забавно, что, когда «Ведомости» писали статью об этом заявлении, конкуренты Полонского делали хорошую мину и говорили, что у них-то с финансированием все в порядке. На самом деле Полонский тогда стал первым, кто решился вслух сказать то, что знали, но скрывали все.

Через год, в августе 2009 г., он сделал это вновь, написав открытое письмо инвесторам и партнерам о том, что сдача его объектов откладывается. «В первую очередь это связано с тем, что за год нам не удалось привлечь ни одного банковского кредита на стройку, а за последний месяц – продать ни одного квадратного метра недвижимости или собрать рассроченные платежи по уже приобретенной у нас недвижимости. Данная ситуация делает невозможным дальнейшее финансирование строек», – объяснял Полонский (и снова его конкуренты говорили, что у них-то все в порядке – гибкий график продаж и т.п.).

Первым ушел Адикаев, который позже обвинил Полонского в том, что его акции Mirax были списаны, а деньги за них так и не вернулись. Когда Mirax объявила о продаже киевского бизнес-центра «Миракс плаза» (296000 кв. м), сделка сорвалась. Дело в том, что долей в этом проекте владел Адикаев, а сделка с ним, как он утверждал, не была согласована. Потом конфликт был урегулирован – Адикаев получил в проекте 25%.

Ушел Луценко, отвечавший за финансы. Ему достался проект во Вьетнаме. Он также должен был получить долю прибыли в башне «Федерация» и московской «Миракс плазе» (387000 кв. м). Луценко сообщил, что расчеты с ним не закончены до сих пор.

Серьезный конфликт вышел с Привезенцевым. Mirax занималась реконструкцией Курского вокзала. Заказчиком выступала фирма Привезенцева «Инфо-триумф», а инвестором – структура Mirax, которая вложила в проект 1,2 млрд руб. В январе 2010 г. РЖД (владелец вокзала) расторгла договор с Mirax, а деньги (обоснованными были признаны затраты примерно на 650 млн руб.) вернула «Инфо-триумфу» Привезенцева. При этом кредитное соглашение между «Инфо-триумфом» и Mirax было продлено до 2014 г. Позже Привезенцев сообщил, что «Инфо-триумф» продан.

Привезенцев единственный из троих публично назвал причину своего ухода. Как он сказал в интервью «Коммерсанту», у него сложилось ощущение, что Mirax движется не в том направлении: «В частности, компания начала скупать активы за рубежом по ценам, завышенным в 2–3 раза. Меня насторожил этот факт, и я заподозрил, что таким образом из компании выводятся деньги». Остальные молчат или отделываются общими фразами: как говорит один из бывших топов, «в кризис люди не смогли вместе ужиться – у каждого было свое собственное видение развития компании».

В марте 2011 г. Полонский заявил, что он больше не бизнесмен, и переименовал Mirax в Nazvanie.net. Позже он объяснил, что компания не будет начинать новые проекты, а собирается достроить существующие.

История без названия

Взамен прежних Полонский нашел новых партнеров – это уже названные выше Голубев и Троценко. Они помогали Полонскому урегулировать ситуацию с долгами и партнерами и за это получили долю в компании. В частности, под гарантии Троценко был привлечен кредит Банка проектного финансирования на $53 млн, которые пошли на частичную расплату с Альфа-банком. Источники «Ведомостей» рассказывали, что долг Полонского перед Голубевым – $60–70 млн, перед Троценко – $120 млн, но официально это никто никогда не подтверждал (впрочем, и не опровергал).

Дела стали налаживаться. Компании удалось найти деньги на достройку башни «Восток» комплекса «Федерация» – Сбербанк открыл линию на $373 млн. Московские власти одобрили строительство жилого комплекса «Мякинино». А швейцарские – строительство горнолыжного курорта.

Но в июне 2012 г. Полонский неожиданно объявил, что стал единственным владельцем компании, выкупив доли у миноритариев. Услышав об этом, миноритарии удивились. По словам одного из них – Темникова, все было наоборот: Полонский сам решил выйти из бизнеса и предложил партнерам выкупить его долю. Ему предложили $102 млн, это рыночная цена, учитывая долги компании. Полонский согласился и подписал понятийное соглашение, но спустя несколько дней от своих слов отказался.

Полонский счел, что некоторые проекты стоят дороже, чем их оценили, продолжает источник, близкий к миноритариям. Ему сказали: «Если ты так считаешь, давай ты эти проекты возьмешь себе и мы их вычтем из суммы сделки». Но его это тоже не устроило. В итоге он выпустил сообщение, что сам выкупит доли миноритариев, хотя никаких соглашений те с ним по этому поводу не подписывали.

Позже Полонский подтвердил, что планировал продать компанию, но потом передумал и сделал зеркальную оферту: 25% за $25 млн. Закрыть сделку планировалось в конце сентября. Но в сентябре он уехал в Камбоджу и в своем «Живом журнале» потребовал от партнеров «вернуть все украденное» в течение 10 дней. Кто именно и что украл, остается неизвестным.

Разногласия появились еще в конце 2011 г., рассказывает источник, близкий к миноритариям. Полонский переименовал компанию в Potok и запустил проект «Большой дом» – онлайн-шоу, освещающее строительство башни «Федерация». «Акционеры не были против его хобби, но на проект ушло определенное количество денег, – объясняет собеседник «Ведомостей». – Учитывая, что компания находится не в лучшем финансовом положении – есть долги по заработной плате, перед кредиторами, подрядчиками, дольщиками, – это выглядит не совсем красиво».

Были и другие спорные вопросы. Акционеры предлагали продать бумажные проекты (те, строительство которых не начато). «Это позволило бы существенно снизить долговую нагрузку, которая сильно мешала развитию компании, – продолжает источник. – Полонский отказался. Тем временем продажи в башне «Федерация» практически прекратились, потому что Полонский посчитал, что за 1 кв. м он может получить в среднем $13000. Это как минимум странно, так как в соседних проектах офисы с отделкой стоят гораздо дешевле».

Полонский ошибся с выбором подрядчиков для достройки башни «Восток», там возникли сложности с опалубкой, в результате чего строительство башни было приостановлено на несколько месяцев; в компании появились две противоборствующие команды, каждая из которых тянула одеяло на себя; сам Полонский в телеэфире получил по лицу от банкира Александра Лебедева, а это был удар по имиджу компании, перечисляет собеседник «Ведомостей» причины недовольства миноритариев. В какой-то момент Полонский сказал, что ему все надоело и он готов продать свою долю, а потом передумал, заключает собеседник «Ведомостей».

Летом, вскоре после того как Полонский передумал, стало известно, что на его пакет есть еще один претендент – Алякин, у которого есть девелоперский, стекольный и издательский бизнес. В октябре Potok сообщила, что Алякин заключил с акционерами предварительное соглашение о покупке компании.

Сделка юридически очень сложная: в группу входит несколько десятков различных компаний, смену собственника нужно согласовать с кредиторами и миноритариями, говорит Алякин.

Самый живой проект Potok – башня «Федерация». По другим – «Кутузовской миле» в Москве, Astra Montenegro в Черногории, деловому центру в Лондоне – идут суды, пессимистичен источник, близкий к миноритариям. С бумажными проектами есть неясности, например, московские власти снизили площадь «Литературной газеты», а в «Кремлевской набережной» сложности с партнером: Potok должна была выкупить квартиры в существующем на участке доме, но деньги так и не были переведены, говорит он.

Но Алякин настроен оптимистично: ни один из проектов нельзя назвать потерянным. Даже если по некоторым из них есть сложности, то их всегда можно решить, а с партнерами – договориться, уверен он.

Полонский комментариев для этой статьи так и не дал. «Я не думаю, что это кому-то интересно и принесет кому-то какую-то пользу. Я вообще думаю, что в России полный треш: всем интересно порадоваться, как у меня что-то украли и [что-то] не получилось», – написал он «Ведомостям» в ответ на очередную просьбу поговорить в конце октября. Остров в Камбодже, который Полонский превратил в курорт и на котором он сейчас живет, в сделку по продаже Potok не входит.