Страшнов уйдет с курантами

Президент российского подразделения Tele2 Дмитрий Страшнов покидает компанию. За время его работы бизнес компании вырос более чем вдвое, но главные проблемы – выход в Москву и отсутствие частот для сетей 3G и LTE – остались нерешенными
Дмитрий Страшнов не сумел добиться выделния частот 3G и 4G/ Д. Абрамов/ Ведомости

Минкомсвязи и правительство с сентября 2012 г. пытаются сменить Провоторова. По словам одного из федеральных чиновников, цель – уменьшить влияние на «Ростелеком» Константина Малофеева, основателя фонда «Маршал капитал», который делит с Газпромбанком контроль над 10,5% оператора. Провоторов – друг Малофеева и бывший гендиректор «Маршал капитала». Против смены гендиректора выступает администрация президента, где сейчас работает бывший министр связи Игорь Щеголев, который и привел Малофеева в отрасль связи.

Tele2

Телекоммуникационный холдинг. Работает в 11 странах Европы, включая Россию. Акционеры: Investment AB Kinnevik (47,5% голосующих акций), Swedbank Robur (3,23%) и др. Капитализация – $7,8 млрд. Выручка (МСФО, 2011 г.) – 40,75 млрд шведских крон ($5,9 млрд). Чистая прибыль – 4,9 млрд шведских крон ($710 млн).

Страшнов покинет компанию 31 декабря 2012 г., говорится в сообщении «Tele2 Россия». По словам источника в компании, у Страшнова заканчивается контракт, который тот решил не продлевать. Автоматически Страшнов покинет и пост исполнительного вице-президента Tele2. Исполнять обязанности президента «Tele2 Россия» будет Мамука Мархулия, занимающий сейчас пост директора по корпоративным вопросам; это даст компании время на поиски подходящего кандидата на пост президента, говорится в сообщении. Сам Страшнов вчера не отвечал на звонки «Ведомостей».

Страшнов проработал в российской Tele2 три с половиной года – с июля 2009 г. За время его работы годовая выручка компании выросла с 25 млрд до 52 млрд руб., а его доля в выручке холдинга – с 16,6 до 29,9%. Число абонентов Tele2 в России увеличилось с 10 млн до 22,5 млн, а число регионов почти удвоилось. С другой стороны, компания не смогла решить две главные проблемы – она так и не начала работать в Московском регионе и не получила частоты для оказания услуг широкополосной мобильной передачи данных (3G и LTE).

Во время работы Страшнова операционные показатели российского бизнеса были выше ожиданий, констатирует аналитик Danske Bank Эрик Перс. Хотя под руководством Страшнова компания стала больше влиять на регуляторные процессы и в этом есть и его заслуга, но основная задача получения частот для передачи данных осталась невыполненной, резюмирует Перс.

Акционеры были недовольны Страшновым, слышали близкий к Tele2 источник и менеджер оператора связи. По их словам, он пообещал акционерам, что уже в 2012 г. компания сможет начать строить на частотах 1800 МГц сети четвертого поколения, но не смог добиться разрешения от государства. Это неправда, возражает знакомый Страшнова: трезво оценивая лоббистские возможности «большой тройки», обещать такое было бы странно.

Одна из причин ухода Страшнова – переговоры Tele2 с «Ростелекомом» о создании совместного предприятия либо о продаже российского бизнеса, говорит собеседник «Ведомостей». Страшнов рассматривается в качестве возможного преемника Александра Провоторова на посту президента «Ростелекома», рассказывали источники в правительстве и в самом операторе. К слухам о возможном переходе Страшнова в «Ростелеком» нервно отнеслось шведское руководство, рассказывает знакомый Страшнова. По его словам, тот решил «отойти в сторону», чтобы избежать возможного конфликта интересов, ведь он много знает о самой компании и о переговорах Tele2 и «Ростелекома».

Не согласовала администрация президента и кандидатуру Страшнова, слышал источник в «Ростелекоме». Правительство не отправляло его кандидатуру на согласование в администрацию президента, знают федеральный чиновник и источник среди акционеров «Ростелекома». Ранее в разговорах с корреспондентом «Ведомостей» Страшнов оценивал вероятность своего перехода в «Ростелеком» как очень низкую. «Я всего лишь менеджер, и за мной, кроме моей профессиональной репутации, никто не стоит», – объяснял он.