Девелоперы бьют рекорды

В Краснодаре и Ростове в этом году открылись главные «кризисные» торгово-развлекательные объекты. Краснодар – российский лидер по обеспеченности торговыми площадями, участники рынка поговаривают о перенасыщении, но здесь по-прежнему реализуются самые крупные на юге торговые проекты
Эйм проперти девелопмент

В Краснодаре обеспеченность населения торговыми площадями составляет 0,9 кв. м на человека, это один из самых высоких показателей среди российских городов, подсчитали аналитики GVA Sawyer. В Ростове обеспеченность – около 0,4 кв. м на человека. В прошлом году подобное исследование провело агентство Infoline: Краснодар стал лидером по обеспеченности площадями среди 22 крупнейших городов – 0,937 кв. м на человека; правда, показатель Ростова был выше, чем у GVA, – 0,6 кв. м на человека.

Уже в этом году открылся крупнейший краснодарский объект Oz Mall (девелопер – «Эйм проперти девелопмент», инвестиции – примерно 300 млн евро; см. таблицу), начатый до кризиса, в 2007 г. Открытие планировалось сначала на весну 2011 г., потом – на февраль 2012 г., полноценное открытие состоялось в апреле. Но четыре якорных арендатора(Hoff!, Obi, O'Key и Decathlon) работали в Oz Mall с 2010 г.

Вышли из кризиса

Девелопмент торговой недвижимости в Краснодаре благодаря открытой политике местной власти к инвесторам развивался быстрее, чем в любом другом регионе России: административных барьеров не было, получить участок, согласовать проект и начать строительство можно было очень быстро, объясняет директор департамента торговой недвижимости Jones Lang LaSalle Татьяна Ключинская. Учитывая высокую покупательную способность населения, город привлекателен для ритейлеров, что рождало спрос на качественные торговые площади, продолжает она.

В Ростове тоже был «кризисный» проект – ТРЦ «Рио» (инвестиции – $170 млн). Он должен был открыться еще в 2009г., тогда назывался «Шоколад» и принадлежал «Седьмому континенту». В 2010 г. группа «Ташир» выкупила 51% во всех проектах «Шоколад» в России, в том числе в ростовском, и сменила название. Открытие ТРЦ переносилось несколько раз и тоже состоялось в конце апреля.

Не могут остановиться

«Ростов не менее привлекателен для ритейлеров, однако ТРЦ здесь гораздо меньше из-за сложностей в подборе подходящих площадок. Эта ситуация будет меняться, и внимание девелоперов переместится на Ростов», – считает Ключинская из Jones Lang LaSalle. «Сейчас, когда рынок жилья Ростова стал развиваться быстрее и ускорилась комплексная застройка, получит толчок в развитии торговля – соответственно, будет расти спрос на торговые объекты», – соглашается руководитель офиса GVA Sawyer в Южном федеральном округе Евгений Панасенко.

Но пока больше инвестиций привлекает Краснодар. «Сейчас в столице [Краснодарского] края строится несколько ТРЦ меньших масштабов (в расчете на районы и муниципальные округа): так, «Рем групп» владельца банка «Кубань кредит» Виктора Бударина строит ТРК «Московский»(32000кв. м) и ТРК «89-й квартал» (59597кв. м), а в августе она запустила ТРК «Карнавал» на 23000 кв. м», – рассказывает Панасенко. К концу следующего года должна быть достроена вторая очередь «Галереи Краснодар» стоимостью $100млн (инвестор – Grand Malls Development Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько), общая площадь которой – 60000кв. м, GLA (арендопригодная) – 27000кв. м.

В Ростове пока заявлены два новых проекта: вторая очередь ТРЦ «Талер» общей площадью 35000кв. м с GLA 18000 кв. м (инвестор – ОАО«Уникум») и вторая очередь ТРЦ «Мегамаг» – около 50000 кв. м, однако точные сроки их ввода не называются. «Ростов и Краснодар – два совершенно разных города. Краснодар обладает более развитой транспортной и торговой инфраструктурой, он собирает форумы федерального значения. Но нельзя недооценивать и Ростов – у этого города молодое и активное население с растущими потребностями, поэтому мы видим у него большие перспективы», – говорит пресс-секретарь «Ташира» Марина Газе.

Владелец компании «Инпром эстейт» Игорь Коновалов считает, что крупнейшие города уже насыщены торговыми площадями и, чтобы развиваться, девелоперам придется идти в средние города или искать узкие ниши. «Из-за перенасыщенности площадями даже Oz Mall, один из самых интересных в России ТРК, не может заполниться арендаторами», – говорит он. «Инпром эстейт» достраивает во втором по населению городе Ростовской области – Таганроге (около 250000 жителей) ТРЦ «Мармелад» (50000 кв. м), а в Краснодаре возводит специализированный строительный торгово-офисно-логистический комплекс «Хозяин» (32000 кв. м).

«Новым краснодарским ТРЦ будет сложно заполнять площади, поскольку основные сетевые арендаторы уже вошли в город», – соглашается заместитель руководителя отдела исследований Cushman & Wakefield Лада Белайчук.

хочется развлечений

Из-за высокой конкуренции рынок все больше склоняется к формату торгово-развлекательных центров – месту не просто шопинга, а времяпровождения, все больше внимания уделяется различным форматам развлечений – от кино и ресторанов до обучающих детских парков и прогулочных зон, говорит Ключинская из Jones Lang LaSalle.

Спектр развлечений ТРЦ стараются максимально расширить, добавляет Панасенко. Например, в краснодарском ТРК «Галактика» за последние полтора года открыли океанариум и планетарий, «СБС Мегамолл» открыл IMAX-кинотеатр, поясняет он. В декабре в крупнейшем ростовском ТРЦ «Горизонт» открылся парк «Кидбург» – первое на юге заведение для детей формата edutainment (образование + развлечение). Также «Горизонт» строит первый в Ростовской области крытый аквапарк.

Гендиректор концерна «Единство» (инвестор «Мегамага» в Ростове) Валентина Полевиченко в беседе с «Ведомостями» говорила, что отсутствие в первой очереди ТРЦ развлечений стало главной причиной его относительно слабой посещаемости. Во второй очереди «Мегамага» будут кинотеатр и рестораны.