Блестки мастерства


Никакого отношения к ленинской «Искре» этот журнал, полный карикатур, сатирических стишков, хохм и по сути вполне законопослушный, не имел. «Искры» были воскресным приложением к самой дешевой и самой популярной российской газете начала прошлого века «Русское слово» – годовая подписка на нее стоила 7 руб., один номер журнала – 8 коп. Газета прославилась после того, как за издание ее взялся великий Иван Дмитриевич Сытин, а главным фельетонистом стал Влас Дорошевич.

Издательство «Бослен» при поддержке Федерального агентства по печати выпустило самые яркие материалы (отобранные художником Вадимом Гусейновым) за первый год существования журнала – 1901-й. Журнал выходившей в Москве газеты ориентировался на москвичей – зубоскалил по поводу бессилия городской Думы, неспособной уничтожить трущобы Хитровки, проклинал вечную русскую грязь. «Я у всего света на виду, а между тем меня держат в черном теле... Стыдно даже людям показаться. А на вас вон какие деньги тратят», – говорит на одной из карикатур чумазая девочка-мостовая даме-канализации. Авторы «Искр» незатейливо подшучивали на нестареющую амурную тему, острили по поводу краха банков («Банк лопнул» – «Значит, надували»), изредка высказывались и на социальные темы – например, сочувствовали мальчикам, отданным в ученье, совершенно бесправным.

При всем очаровании, источаемом любой стариной, в «Искрах» не найти образцов действительно изысканного юмора, и дело тут не в изменившихся представлениях о нем – просто выпускался журнал не для изысканного, а для миллионного подписчика. И тем не менее даже это дешевое издание свидетельствует об иной, гораздо более прихотливой культуре издания периодики – мастерские карикатуры, остроумная верстка, меняющийся размер шрифта, не говоря об очевидном – готовности активно шутить над больным, – все это свидетельствует о значительно большей и творческой, и общественной свободе в 1901 г., меньшей зависимости от формата, а в конечном итоге – уважении и любви к читателю. Поучительное зрелище.

Искры 1901. Из истории периодической печати в России. М.: Бослен, 2013.