Топ-менеджеры заработали

«Камаз» впервые с 2008 г. выплатил бонусы членам правления. Сумма всех выплат топ-менеджерам предприятия в 2012 г. по сравнению с 2011 г. удвоилась

ОАО «Камаз»

Акционеры: «Ростехнологии» (49,9%), консорциум институциональных инвесторов (27,3%), Daimler AG (11%), ЕБРР (4%). Капитализация – 26,3 млрд руб. Финансовые показатели (МСФО, 1-е полугодие 2012 г.): Выручка – 56,5 млрд руб., прибыль – 2,7 млрд руб.

Размер бонусов членам правления – ровно 60 млн руб. В 2012 г. состав правления ОАО «Камаз» сократился с восьми до семи человек, соответственно, сократились и расходы на их зарплату: по сравнению с 2011 г. на 8 млн руб. до 50,9 млн руб. Выплаты членам совета директоров «Камаза» по итогам прошлого года увеличились более чем в 11 раз: как следует из опубликованного вчера отчета предприятия за IV квартал 2012 г., в прошлом году вознаграждение 11 членам совета директоров выросло до 22,8 млн руб., в 2011 г. они получили 1,89 млн руб. В общей сложности «Камаз» в прошлом году выплатил топ-менеджменту 134 млн руб. против 60,9 млн руб. в 2011 г. В эту сумму вошли начисленные, но не выплаченные вознаграждения по итогам 2009–2011 гг., пояснил директор по связям с общественностью завода Олег Афанасьев.

Вознаграждение топ-менеджменту выплачивается в зависимости от чистой прибыли и выручки, поясняется в отчете предприятия. В 2012 г. ОАО «Камаз», по предварительным данным, получило 4,3 млрд руб. чистой прибыли. В 2011 г. компания по МСФО получила чистую прибыль в 1,8 млрд руб. В прошлом году «Камаз» выпустил на 11% больше грузовиков, чем годом ранее. Также увеличились продажи в России на 1,3% до 40192 шт., следует из квартального отчета предприятия.

В последние три года завод не выплачивал бонусы из-за сложной финансовой ситуации, рассказывает аналитик ИФК «Солид» Елена Юшкова: «В 2010 г. «Камаз» получил чистый убыток в размере 1,8 млрд руб., а по итогам 2009 г. показатели были еще хуже – убыток составил 4,2 млрд руб.».

«Другие предприятия отрасли не спешат увеличивать заработок топ-менеджеров, но и таких результатов, как «Камаз», они тоже не показывают», – добавляет ведущий аналитик «Альпари» Михаил Крылов. Члены совета директоров группы ГАЗ не получили вознаграждения за прошлый год, рассказала вице-президент группы Елена Матвеева. По ее словам, в кризис группа отказалась от практики выплаты вознаграждений топ-менеджерам и снижала издержки. В пресс-службе «АвтоВАЗа» не уточнили, получили ли вознаграждение члены совета директоров компании за прошлый год. «За последние четыре года тарифные ставки и оклады топ-менеджеров автозавода не росли», – говорится в ответе пресс-службы. Ford-Sollers вчера не ответила на запрос «Ведомостей». По данным Юшковой, другие автопроизводители бонусов не выплачивали.

До 2014 г. «Камаз» планирует сэкономить 16,5 млрд руб. на затратах менеджерам, ранее сообщал «Ведомостям» Афанасьев. В 2012 г. автозавод почти на треть сократил руководящие кадры, правление сократилось с восьми до семи членов. Сокращения должны снизить долю управленческих затрат в себестоимости производства грузовика; сейчас она слишком высока – 7,2% при общемировых показателях в 3,8–4,5%, говорил Афанасьев.

Вопрос о выплате вознаграждений топ-менеджменту «Камаза» в ближайшие годы будет зависеть от спроса на автомобили и от ценовой политики компании, говорит Юшкова. По данным компании, завод в 2012 г. снизил долю на российском рынке автомобилей полной массой 14–40 т до 33,7% с 38,4% в 2011 г. «Если эта тенденция сохранится в дальнейшем, то «Камаз» может лишиться значительной доли рынка, что приведет к падению выручки компании и наверняка повлечет за собой снижение вознаграждений топ-менеджменту», – говорит Юшкова. Однако если предприятию удастся сохранить рост в пределах 5–6%, то скорее всего от практики выплаты бонусов предприятие не откажется, резюмирует аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.