Регистрация по месту проезда

В 2012 г. продажи видеорегистраторов в России выросли примерно в 5 раз. Спрос на них растет из-за рискованной ситуации на российских дорогах, а также вследствие роста популярности видео-сервисов в интернете

По предварительным данным «Евросети», в 2012 г. в России было продано 1,3–1,5 млн автомобильных видеорегистраторов. По сравнению с 2011 г. их продажи выросли примерно в 5 раз, подсчитал начальник отдела портативной электроники ритейлера Павел Волков. Например, в последней декаде 2012 г. продажи регистраторов в салонах «Евросети» выросли по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. более чем на 500%, говорит он.

С оценкой «Евросети» согласен представитель компании «Видеомакс» (выпускает регистраторы под брендом Advocam) Евгений Ерошин. А в денежном выражении продажи регистраторов достигли в прошлом году 4 млрд руб. против 1 млрд руб. годом ранее, считает он.

Еще в начале 2011 г. видеорегистраторов как товарной категории фактически не существовало, но уже в 2012 г. продажи исчислялись тысячами штук в месяц: например, в декабре 2012 г. «М.видео» продала более 30 000 таких устройств против 12 000 за тот же период 2011 г., рассказывает представитель ритейлера Антон Пантелеев. В итоге как в натуральном, так и в денежном выражении продажи видеорегистраторов в «М.видео» в 2012 г. выросли более чем впятеро. Показатели этой розничной сети отражают общерыночную ситуацию, подчеркивает Пантелеев, причем в России спрос на видеорегистраторы один из самых высоких в мире: в других странах они либо не востребованы, либо их использование запрещено законом.

Исполнительный директор Prestigio (бренд портативной электроники) Юрий Антошкин объясняет повышенную популярность регистраторов в России тем, что российским водителям гораздо чаще, чем, например, европейским приходится доказывать свою правоту перед сотрудниками ГИБДД, им сложнее истребовать выплаты у страховых компаний. Но и в Европе интерес к таким устройствам вырос: люди используют их как action-камеры (камеры для съемки происходящего в поле обозрения) в экстремальных видах спорта и на спортивных автомобилях, отмечает Антошкин.

Движение с высокой четкостью

Опрошенные «Ведомостями» представители ритейлеров и производителей регистраторов говорят, что в 2012 г. в России пользовались повышенным спросом регистраторы, снимающие видео высокой четкости (High Definition, HD). В прошлом году произошел качественный скачок: ранее регистраторы записывали видео с разрешением кадра 640 х 480 точек, а сейчас – 1280 х 720 и совсем скоро более 50% устройств будут поддерживать Full HD, прогнозирует Пантелеев.

Очень востребованы регистраторы с двумя камерами, позволяющие снимать происходящее в двух направлениях, – например, Oysters DVR-04M, говорит Волков из «Евросети». А многие автолюбители интересуются регистраторами со встроенным GPS-приемником: это позволяет привязывать записи к географическим координатам, объясняет Ерошин. Набирают популярность и регистраторы с возможностью передачи записанного видео на смартфон по технологии WiFi-стриминга.

Кроме того, на рынке появляются гибридные устройства – например, навигаторы, объединенные с регистраторами, и регистраторы с радар-детекторами. К числу последних относится, например, модель Highscreen Black Box Radar Plus, записывающая Full HD-видео и выявляющая полицейские радары и камеры, замеряющие скорость автомобиля, в том числе комплекс «Стрелка-СТ», фиксирующий нарушения с расстояния 500–700 м. Комбинированные модели предпочтительнее с точки зрения экономии места на лобовом стекле машины и дешевле, чем два устройства по отдельности, объясняет Антошкин. Но по функциональности гибриды пока уступают паре отдельных устройств: например, навигаторы-регистраторы записывают видео в разрешении 720 пикселей, а большинство отдельных регистраторов – уже в 1080.

Рынок комбинированных устройств только зарождается, их доля в общих продажах регистраторов в 2012 г. – всего несколько процентов, но интерес к ним высок, соглашается Волков.

Экстремальная регистрация

Проносящийся над дорогой на бреющем полете бомбардировщик; коровы, веером разлетающиеся из кузова перевернувшегося грузовика; страшные аварии – вот неполный список того, что засняли на российских дорогах пользователи регистраторов в 2012 г. Достоянием общественности эти инциденты стали благодаря социальным сетям и сервисам видеохостинга, таким как YouTube.

С развитием социальных сетей и YouTube люди делятся роликами, снятыми в машине: это как соревнование – у кого видео интереснее, говорит Пантелеев. Использование регистраторов превратилось в моду – многие водители записывают все происходящее с ними просто для себя, можно назвать это хобби, согласен Антошкин. Иногда получаются весьма интересные записи: например, недавний выезд самолета за пределы посадочной полосы во «Внуково» был снят как раз с помощью видеорегистратора.

Пользователи видеохостингов загружают на них все больше роликов, смонтированных из записей видеорегистраторов, признает гендиректор Gazprom-Media Digital Наталья Дмитриева. Часто такие видео обладают большим вирусным эффектом, добавляет она. Такое видео можно найти, в частности, и на принадлежащих Gazprom-Media Digital площадках вроде Rutube и Sibnet.ru. Видео с авторегистраторов обычно попадает в специальные категории, которые не монетизируются (т. е. там не продается реклама), поскольку риски для рекламодателей слишком велики, рассказывает Дмитриева. Зато довольно часто подобные ролики попадают в формируемые порталами дневные подборки лучшего пользовательского видео. Один из последних примеров – записанный в Нижнем Тагиле ролик с танком, на большой скорости пересекающим автомобильное шоссе неподалеку от полигона «Уралвагонзавода». За несколько дней только на YouTube это видео набрало более 0,5 млн просмотров, вспоминает Дмитриева. Бывает, по ее словам, и так, что пользователи загружают на видеохостинг ничем не примечательные записи, единственная цель которых – доказать, что водитель не превышал скорость на том или ином участке дороги.