Ежедневные контакты

Крупнейшая социальная сеть рунета «В контакте» оказалась еще и одним из лидеров по средней дневной посещаемости: в январе она впервые обошла по этому показателю проекты, расположенные на сайте Mail.ru
Аудитории «В контакте» и проектов Mail.ru Group сопоставимы/ М. Стулов/ Ведомости

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Соцсеть «В контакте» (Vk.com) стремительно догоняет по аудитории бессменных лидеров рунета — «Яндекс» и Mail.ru Group. Согласно данным исследовательской компании TNS, в январе 2013 г. Vk.com впервые обошла проекты, зарегистрированные на сайте Mail.ru (31 проект), по среднему числу посетителей за день и стала вторым по посещаемости сайтом в России (после проектов «Яндекса»). По средней недельной аудитории (количеству уникальных пользователей, зашедших на сайт хотя бы раз за неделю) сайт Vk.com оставался в январе третьим после «Яндекса» и Mail.ru. А по размеру месячной аудитории лидером оказалась Mail.ru Group (см. график к статье).

По средней дневной аудитории «В контакте» превзошла Mail.ru Group впервые, говорит руководитель проекта TNS Web Index Инесса Ишунькина. Она обращает внимание на то, что начиная с января 2013 г. TNS рассчитывает аудиторию сайтов рунета по измененной методике: раньше оценивалась аудитория посетителей возрастом 12-54 года, а теперь — 12-64 года. Но даже если бы методика не менялась, Vk.com все равно сохранила бы преимущество над Mail.ru Group, замечает она.

Обычно рекламодатели размещают рекламу на сайтах на несколько дней или на неделю-другую, поэтому показатели средней аудитории за день или неделю для них важнее аудитории за месяц, говорит гендиректор агентства AdWatch Isobar Андрей Чернышов.

Руководитель отдела исследований и аналитики Mail.ru Group Алексей Астафьев считает рост дневной аудитории «В контакте» в январе 2013 г. по сравнению с декабрем 2012 г. «необоснованно высоким». По данным TNS, дневная аудитория «В контакте» выросла на 10%, это очень много, таких темпов роста у лидеров российского интернета уже давно нет, передал он «Ведомостям» через пресс-службу. Например, у «Одноклассников» — второй социальной сети рунета по размеру аудитории, подконтрольной Mail.ru Group, — аналогичный показатель прибавил лишь 5,9%. Астафьев призывает обратиться к «другим ключевым для отрасли источникам данных»: например, согласно мировой статистике по Liveinternet.ru, «В контакте» в январе выросла на 4,4%, а «Одноклассники» — на 7,1%. По данным comScore, дневная аудитория «В контакте» даже сократилась на 0,2%, а «Одноклассников» — прибавила 1,9%. «Для объективности оценки необходимо посмотреть динамику в течение нескольких последующих месяцев, после чего можно делать более корректные выводы», — резюмирует Астафьев.

Гендиректор и основатель «В контакте» Павел Дуров уверен, что его соцсеть — уже самый посещаемый ресурс в России. В сентябре 2012 г. эта сеть удалила счетчики TNS со своих страниц — после того как исследовательская компания внесла изменения в опубликованные ранее отчеты. В TNS эти изменения объясняли сбоем, произошедшим в июле 2012 г., когда компания начала учитывать аудиторию в населенных пунктах с населением меньше 100 000 жителей.

Vk.com может быть самым посещаемым из отдельных сайтов рунета, соглашается основатель сервиса статистики Liveinternet Герман Клименко. По оценке Liveinternet, охват Vk.com аудитории рунета за день составляет 34% — больше, чем у проектов Mail.ru Group. Но Клименко считает неправильным сравнивать посещаемость Vk.com и проектов Mail.ru Group, не включая в последние соцсеть «Одноклассники».