Газ на «Камаз»
Компания «РариТЭК» построит в Елабуге завод газобаллонного оборудования для грузовых автомобилей. Основным потребителем продукции планируется «Камаз»Строительство завода газобаллонного оборудования для грузовых автомобилей, работающих на природном газе, начнется осенью 2013 г. и займет около полутора лет, рассказал «Ведомостям» совладелец (25%) и гендиректор «РариТЭКа» Рафаэль Батыршин. «У нас были проблемы с финансированием, но мы их решили», – заверил он. Компания взяла банковский кредит; условия кредитования и название банка Батыршин не раскрыл. По его словам, в проект также будут привлечены средства других инвесторов. Всего планируется потратить $35 млн, добавляет он.
Завод предполагается разместить в особой экономической зоне (ОЭЗ) «Алабуга», говорит Батыршин. По его словам, заявку в резиденты ОЭЗ компания подаст 7 марта 2013 г., а сейчас выбирает участок. 14 марта состоится заседание наблюдательного совета под председательством президента РТ Рустама Минниханова, где будут рассматриваться текущие заявки, рассказала пресс-секретарь ОЭЗ «Алабуга» Диляра Минибаева.
Планируемая мощность производства – 20 000 комплектов газобаллонного оборудования в год с увеличением до 50 000 комплектов к 2016 г., продолжает Батыршин. По его расчетам, проект окупится за 5–6 лет. Будет открыто около 200 рабочих мест, добавляет он. Основной партнер компании – «Камаз»; «РариТЭК» уже устанавливает газобаллонное оборудование на их грузовики. Но заказов на такие машины немного – до 1000 штук в год, ранее говорил директор департамента по связям с общественностью «Камаза» Олег Афанасьев.
Сейчас на «Камазе» рассматривается возможность выпуска грузовиков, работающих на газомоторном топливе, поясняет Афанасьев. «Все зависит от конечного спроса: если счет пойдет на тысячи автомобилей в год, тогда есть основания вносить серьезные изменения в конвейер, так как технология производства газомоторных двигателей серьезно отличается от обычной», – говорит он.
Организация производства газобаллонного оборудования для газовых двигателей и транспортных средств входит в программу экономического и научно-технического сотрудничества «Газпрома» и правительства Татарстана на 2011–2015 гг., подтверждает чиновник минпромторга республики. Завод «РариТЭК» министерство внесло в список проектов целевой программы «Развитие машиностроительного комплекса РТ на 2012–2014 гг.».
В стране слабо развита инфраструктура для использования газомоторного топлива, газовых заправок не хватает, они находятся в неудобных местах и работают по неудобному графику, сетует Афанасьев. В Татарстане, по данным автотранспортных предприятий, насчитывается восемь метановых заправок (три – в Казани) и 37 пропан-бутановых (восемь – в Казани) (см. врез).