В Facebook как на ладони


То, как пользователь ставит «лайки» в Facebook, может многое рассказать о его взглядах, семейном положении и привычках, даже если они не раскрыты в профиле, выяснили ученые Кембриджского университета. Исследователи проанализировали профили и «лайки» 58 000 пользователей Facebook (всего у социальной сети более 1 млрд пользователей). Добровольцы заполняли разные анкеты и проходили психологические тесты, а исследователи сравнивали полученные таким образом данные с общедоступной информацией о человеке и его или ее «лайках» в Facebook и разрабатывали алгоритмы анализа.

Основываясь на информации из Facebook, ученым удалось с вероятностью 88% предсказать сексуальную ориентацию мужчин – участников исследования, 95% – расовую принадлежность, 80% – их политические и религиозные взгляды, не отраженные в пользовательских профилях. «Ставя «лайки» в Facebook, люди даже не подозревают, что делятся чем-то очень личным», – цитирует The Wall Street Journal (WSJ) слова одного из авторов исследования – Майкла Косински.

Комментируя результаты исследования Financial Times (FT), Косински уточнил, что методы использовались совсем несложные. Маркетинговым и интернет-компаниям по силам разработать более сложные алгоритмы и еще точнее спрогнозировать привычки и взгляды пользователей соцсетей.

Анализ данных, которые оставляют о себе пользователи онлайн-сервисов, – все более распространенная практика. Например, британский интернет-сервис Wonga может за несколько секунд одобрить кредит потенциальному заемщику, основываясь в том числе на данных его профиля в Facebook. Сеть супермаркетов Tesco использует истории покупок клиентов, чтобы рассылать им адресную интернет-рекламу.

Представитель Facebook сказал WSJ, что он не удивлен возможностью использования «лайков» для составления психологических портретов пользователей. Но многие пользователи интернета, соглашаясь предоставить информацию о себе в открытом доступе, часто не представляют, какие подробности могут извлечь из нее исследователи, полагает директор Института информационного права Университета Нью-Йорка Хелен Ниссенбаум. «Результаты исследования показывают, что пора бить во все колокола», – считает Джеффри Честер, активист Center for Digital Democracy из Вашингтона, занимающийся защитой персональных данных.

Целью исследования Кембриджского университета не является отбить у людей охоту делиться информацией в сети, заверяет Косински. «Я бы не советовал людям пренебрегать современными технологиями – процесс уже запущен, и какая-то информация о вас так или иначе уже доступна в сети. Я бы рекомендовал использовать более жесткие настройки защиты личной информации».