Программы для своих

Бизнес-школы начали повышать цены на программы МВА. Компании все чаще переключаются на прикладные и специализированные курсы для сотрудников

Среди слушателей стало меньше сотрудников банков, у них появились собственные сильные корпоративные университеты, отмечает Волков. Петербургский филиал «ВТБ 24» еще в 2009 г. открыл в городе центр обучения, на базе которого штатные тренеры проводят для сотрудников банка тренинги и семинары, рассказал Иван Макаров, пресс-секретарь «ВТБ 24» по СЗФО. По итогам 2012 г. через центр обучения прошло несколько сотен человек. Готовность к корпоративному обучению является одним из требований при приеме на работу в банк, говорит Макаров. Банк БФА, по словам начальника отдела кадров Елены Герцевой, пока не предоставляет оплачиваемое бизнес-образование для менеджмента, хотя такая возможность рассматривается. Зато банк направляет сотрудников на обучающие семинары, курсы повышения квалификации, а также проводит внутрикорпоративные профессиональные тренинги, добавляет она. Основная цель любого корпоративного обучения – влияние на показатели бизнеса, наш опыт показывает, что эффективность подавляющего большинства обученных увеличивается, сообщает пресс-служба «Росгосстраха».

Главный кадровый вопрос. 64%

компаний назвали обучение и развитие персонала самым приоритетным направлением на 2013 г., следует из исследования портала HeadHunter. Аналитики опросили 250 представителей компаний Петербурга и Ленобласти

Просевший в кризис спрос на МВА и корпоративные программы восстанавливается, отмечают бизнес-школы. Сейчас можно говорить о «второй волне отложенного спроса», ИМИСП запустил ряд программ и увидел в своих стенах в открытых программах представителей компаний, переговоры с которыми велись еще до кризиса, говорит директор по развитию и внешним связям ИМИСП Дмитрий Павлов. С декабря 2012 г. по май 2013 г. в ИМИСП стартует пять программ МВА. Через корпоративное обучение в ИМИСП проходит от 500 до 700 человек в год, в 2012–2013 гг. цифра будет близка к верхней планке, сказал Павлов. Количество студентов на программах MBA в прошлом году выросло в два раза, говорит Анастасия Коршунова, директор по маркетингу Vlerick в России. В денежном выражении корпоративные программы Стокгольмской школы экономики выросли на 25% в 2012 г., в 2013 г. мы ожидаем роста в 20%, говорит Евгений Теруков, директор программ Стокгольмской школы экономики в России. Конкурс на программы EMBA в ВШМ в 2012 г. составил два человека на место, а число слушателей корпоративных программ удвоилось, наблюдается посткризисное восстановление рынка MBA и корпоративных программ, рассказывает советник проректора СПбГУ по направлению «менеджмент» Дмитрий Волков. Компании реже оплачивают MBA сотрудникам и чаще отправляют их на корпоративные программы, говорит он.

Кто платит

В школе Vlerick программа MBA стала дороже на 40% и стоит 35 000 евро, спрос превышает предложение, говорит Анастасия Коршунова. В ВШМ стоимость программы EMBA не изменилась и составляет 1,2 млн руб., корпоративные программы могут обходиться компаниям от 300 000 до 450 000 руб. Финансовую поддержку компании получают 43,6% слушателей Vlerick при обучении, в ИМИСП соотношение 50:50.

В корпоративных программах крупные заказы традиционно приходят от добывающих отраслей, но последняя тенденция – большая репрезентативность: появились строительные, ритейловые компании, говорит Павлов. В числе заказчиков на 25% увеличилась доля ритейла и нефтегазовой промышленности, также выросла доля строительных и логистических компаний, впервые стали заметны рекламные агентства, говорит Коршунова.

Строительный торговый дом «Петрович» направляет топ-менеджеров на программы МВА и EMBA, передала через пресс-службу директор по персоналу СТД «Петрович» Лариса Гриценко. По ее словам, на программе EMBA в 2012 г. обучалось четыре сотрудника, в 2013 г. на EMBA и MBA – пятеро. Компания полностью оплачивает обучение сотрудников, в прошлом году на это потрачено около 5 млн руб., в этом году планируется около 5,5 млн руб., добавляет Гриценко. По ее словам, «Петрович» сотрудничает с ВШЭ, ВШМ СПбГУ, ИМИСП, а также с московской ИБДА при АНХ. Наличие бизнес-образования – обязательное условие для некоторых должностей, например для управляющих строительных баз.

Учат сами

Популярные ранее программы развития кадрового резерва сменились на более прикладные, отмечает Теруков. Клиенты рассчитывают сразу применить полученные знания на практике, говорит Коршунова.

Для ООО «СПб реновация» приоритетным является не бизнес-образование, а качественное образование в области управления проектами, рассказывает директор по персоналу Ольга Шоцкая. Именно на такой опыт компания обращает внимание при подборе персонала, но подходящих кандидатов на рынке не так много, отмечает она. В 2011 г. «СПб реновация» организовала в ИМИСП корпоративное обучение для директоров проектов и сотрудников проектных групп, которое включило в себя две программы по комплексному управлению проектами. «Результатами обучения остались довольны и собираемся продолжить обучение сотрудников в связи с увеличением численности проектных команд. Знания, полученные во время обучения, сотрудники смогли сразу же применить в работе», – отмечает Шоцкая.

Группа компаний «О'кей» реализует учебные программы при помощи и внутренних инструментов развития и обучения, созданных исключительно для группы внешних обучающих курсов, рассказал представитель сети «О'кей» Артем Глущенко, не называя партнеров. Система обучения, по его словам, касается персонала всех уровней и развивает ключевые компетенции применительно именно к розничной индустрии.