Автобусы вместо легковушек

Цель московских властей – пересадить на общественный транспорт треть нынешних столичных автомобилистов. Для этого город тратит сотни миллиардов рублей на транспортное строительство и закупку нового подвижного состава
Вместо маршруток на московских улицах будут только автобусы / Вместо маршруток на московских улицах будут только автобусы/ М.Блинов/ РИА Новости

Утром в час пик, с 7.00 до 10.00, из 100 москвичей 12 едут по делам на своем автомобиле и 88 – на общественном транспорте. Московские власти видят свою задачу в том, чтобы пересадить на общественный транспорт еще четверых – иными словами, треть нынешних автомобилистов. Это позволит сократить количество автомобилей, въезжающих в час пик в пределы Третьего транспортного кольца, на 30 000–35 000.

Но для водителя плотный трафик – это еще не повод поменять свой автомобиль на автобус. Прежде властям нужно сделать общественный транспорт привлекательным, а его передвижение по городу – предсказуемым. Помимо выделенных полос, введения единого билета, обеспечения транспорта системой «Глонасс» и покраски такси в желтый цвет городу необходимо обновлять подвижной состав на более современный, комфортный и экологичный. Наземный городской пассажирский транспорт Москвы включает автобусы, троллейбусы и трамваи, а также микроавтобусы, которыми оперируют частные перевозчики.

По госпрограмме «Развитие транспортной системы в 2012–2016 гг.» на развитие наземного городского пассажирского транспорта предусмотрено направить 135,5 млрд руб. Власти планируют приобрести 5500 новых автобусов, 1089 троллейбусов и 300 трамвайных вагонов на замену отслуживших нормативный срок и для увеличения численности парка. Кроме того, город рассчитывает, что частные перевозчики также обновят свой парк и купят порядка 5500 машин на 85 млрд руб.

Планируется, что подвижной состав будет пополняться современными моделями. Так, автобусы будут приобретаться с двигателями, соответствующими нормам «Евро-4» и «Евро-5», а также работающие на альтернативных видах топлива. Подвижной состав электротранспорта будет иметь тяговую установку с энергосберегающими технологиями, троллейбусов – автономного хода. По словам руководителя департамента транспорта Максима Ликсутова, при необходимости (отключении электричества или чтобы объехать препятствие) такой троллейбус может самостоятельно, без электричества, проехать 500 м. Транспорт будет закупаться низкопольный – чтобы им без проблем могли пользоваться и инвалиды. «В течение года поставлены 1261 низкопольный автобус и 312 троллейбусов. В планах на 2013 г. – 773 единицы подвижного состава, из них 535 автобусов, 51 троллейбус, 67 трамваев и 120 автобусов пригородного направления. В целом к концу 2012 г. ликвидировано накопленное отставание в темпах обновления подвижного состава, это позволит уже в этом году снизить темпы закупок новых автобусов, троллейбусов и трамваев», – сообщал в январе на заседании правительства Москвы Ликсутов.

Маршрутки

Контракты с большинством частных операторов маршрутных такси в Москве завершаются в 2014–2015 гг. По словам Ликсутова, в ближайшие несколько лет в городе не останется маршруток в их нынешнем виде – на смену им придут одноцветные комфортабельные автобусы с кондиционерами и встроенной системой «Глонасс». Но сначала будет сформирована новая маршрутная сеть наземного транспорта. После создания схемы новой сети отдельные маршруты будут выставлены на торги. Предмет торга – стоимость проезда 1 км в автобусе определенного стандарта; выигрывает перевозчик, предложивший минимальную цену. Пилотный проект, на котором власти планируют обкатать такую схему, начнется в мае на автобусном маршруте № 22 ул. 8 Марта – НАМИ. Предварительно стоимость 1 км на пилотном маршруте составит около 110 руб., но в результате торгов ставка может снизиться. Платить же за проезд пассажиры будут теми же билетами, что и на остальных видах городского транспорта, – билеты будут едиными. В условиях конкурса – автобусы определенной вместимости, с двигателем «Евро-5», кондиционером, мягкими сиденьями и т. д. С перевозчиком будет заключаться контракт на семь лет, чтобы он смог заплатить за автобусы, взятые в лизинг, и заработать.

Одна из целей новой схемы маршрутных перевозок – вывести игроков из теневого рынка. В городе работает около 70 коммерческих перевозчиков – по договорам на оказание услуг с департаментом транспорта. Весь рынок коммерческих перевозчиков Ликсутов оценивает в 60 млрд руб., из них половина – нелегальный сегмент. Всего, по оценкам департамента транспорта, коммерческие перевозчики занимают примерно 30% рынка, остальное – у «Мосгортранса».

На тех маршрутах, где это понадобится, в час пик будут пущены автобусы большой вместимости. Потом появятся автобусы средней вместимости, а в межпиковое время будет достаточно и микроавтобусов, но встроенных в единую систему наземного транспорта и более комфортных, считает Ликсутов. В маршрутках могут появиться валидаторы, а водители маршруток должны будут каждый раз выдавать пассажирам билет. При этом водители маршруток не смогут останавливаться где угодно, а остановки по требованию будут действовать только вне часа пик. После обкатки на пилотном проекте чиновники собираются выставлять на торги новые маршрутные сети. Уже существующие маршруты «Мосгортранса» трогать пока не будут, но в перспективе его долю в перевозках город собирается снизить до 50%.

Частные перевозчики такой инициативе не радуются. Руководитель компании «Транс-вэй» Владислав Толстухин говорит, что сейчас город не платит ни копейки за услуги частных перевозчиков, а они перевозят 1,5 млн человек ежедневно. Новые конкурсные условия могут вовсе убрать с рынка частных перевозчиков, либо останутся единицы. «Цена автобуса, соответствующего требованиям мэрии, – 7–10 млн руб.; чтобы обслужить один маршрут, нужно около 10 машин. Это 100 млн руб. Рентабельность, с которой предлагает работать Москва, – 5–6%. За такие деньги можно найти более привлекательные проекты для инвестиций», – считает Толстухин.

Трамваи

Идея развития скоростного трамвая в Москве продолжения не получила. В условиях сложившейся городской застройки запуск скоростных линий трамвая потребовал бы строительства большого количества сложных инженерных сооружений – тоннелей и эстакад, обеспечивающих полное обособление трамвайной линии от улично-дорожной сети, объясняет представитель департамента транспорта. Это отрицательно сказалось бы как на сложившемся архитектурном облике Москвы, так и на конечной стоимости данных проектов, реализация которых предполагается за счет средств городского бюджета.

Но убирать трамваи из города руководство департамента не собирается – более того, существует программа по возрождению этого вида транспорта. Так, в прошлом году был завершен ремонт 63 км трамвайных путей. В планах этого года – ремонт 77 км. А к концу 2013 г. Ликсутов обещает выполнить трехлетний план по реконструкции более 200 км путей. Сейчас общая протяженность трамвайных путей в Москве составляет 416 км.

Реконструкция инфраструктуры вблизи трамвайных путей в столице позволит сократить интервал движения трамваев до 1 минуты. С таким коротким интервалом в час пик трамваи смогут ехать на самых напряженных участках города, а на некоторых участках трамвай сможет дублировать метро. Чиновники рассчитывают, что пассажиропоток увеличится минимум на 20%, а скорость движения трамваев возрастет примерно на 50%.

В конце 2012 г. был проведен конкурс на поставку в Москву в 2014–2015 гг. 120 трамваев нового поколения – его выиграли «Уралвагонзавод» совместно с Bombardier.