Интервью - Барб Самарджич, вице-президент Ford of Europe

Барб Самарджич, вице-президент по разработке автомобилей, Ford of Europe/ С. Портер/ Ведомости

1990

пришла на работу в компанию Ford, работает в подразделениях по разработке двигателей

2002

назначена главным инженером по разработке пикапов F-серий

2005

стала вице-президентом компании по разработке силовых агрегатов

2011

назначена вице-президентом Ford of Europe по разработке новых автомобилей

Это может показаться невероятным, но к созданию «самого мужского» автомобиля марки Ford – знаменитых пикапов F-серий приложила руку женщина: инженер-конструктор Барб Самарджич в течение четырех лет возглавляла группу, разрабатывавшую новые F-пикапы. В 2005 г. Самарджич повысили: она стала вице-президентом Ford по разработке силовых агрегатов, в том же году ведущее отраслевое издание Automotive News признало ее «самой значимой женщиной в североамериканской автомобильной индустрии». В 2011 г. Самарджич поднялась на новую карьерную ступень: стала вице-президентом по новым разработкам Ford of Europe, в этой должности она курирует создание всех новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) Ford. На недавно завершившемся автосалоне в Женеве Самарджич была королевой бала – ведь главными премьерами Ford стали коммерческие автомобили Tourneo Custom и Tourneo Connect.

– Почему вы решили стать инженером?

– В старших классах мне очень хорошо давались математика и [естественные] науки, поэтому мой брат (который в то время изучал архитектуру) посоветовал мне присмотреться к профессии инженера. Предполагалось, что мне она подойдет (что оказалось абсолютной правдой), так что я выбрала для себя эту стезю.

– Конструирование автомобилей – это мужской мир, каково женщине не просто работать в этом мире, а еще и быть начальником?

– Среди инженеров в целом – не обязательно автомобильных – доминируют мужчины. В мой последний год обучения на инженера в колледже (более 30 лет назад) девушки в моей группе составляли только 5%; сегодня в США на таких специальностях учится около 17% девушек. То есть я настолько привыкла быть единственной женщиной в комнате, что уже перестала обращать на это внимание. Инженеры судят о вас в первую очередь по тому, насколько вы сильны как инженер, а не по тому, какого вы пола. А я правда хороший инженер. То есть мне доказать профессиональную состоятельность своим коллегам не составляло большого труда. А когда профессиональные качества сомнений не вызывают, соответственно, у коллег не возникает вопросов о вашем продвижении по карьерной лестнице.

Более того, я думаю, что у женщин есть некоторые уникальные качества, которые помогают им на руководящих позициях. Например, женщины умеют хорошо слушать, у них высокий уровень сопереживания и терпения, они ставят командные интересы выше личных.

– Сколько сотрудников под вашим началом, сколько из них женщин?

– У нас два инжиниринговых центра – в Меркенихе (Германия) и в Дантоне (Англия), на них работают около 5000 штатных и контрактных работников. В Европе число женщин-инженеров меньше, чем в США; большинство сотрудников, занимающихся разработками, – инженеры по образованию. В Европе женщины составляют около 9% наших технических специалистов.

– С 2002 по 2005 г. вы были главным инженером по разработке пикапов F-серий. Был ли у вас до этого опыт управления F-150 или F-250?

– До того как я присоединилась к команде разработчиков коммерческих автомобилей Ford, у меня не было опыта пользования пикапами Ford. И, думаю, это было плюсом, когда я приступила к выполнению своих новых обязанностей. Потому что у меня не было никаких сложившихся представлений о том, что правильно, а что неправильно для потребителя. То есть мне нужно было слушать, что хочет потребитель, и принимать решения на основании этого, а не того, что я сама могла бы хотеть. Я проводила много времени с нашими покупателями, а также изучая наш продукт, чтобы убедиться, что я действительно понимаю, чего хотят покупатели и как наши пикапы могут превзойти их ожидания.

– Модели Ford Transit/Tourneo стали самыми популярными LCV в Европе в прошедшем году. В этом году вы представили новое поколение этих автомобилей. Каковы ваши ожидания от новинок?

– Мы ожидаем, что они останутся самыми популярными коммерческими автомобилями в Европе. Тем более учитывая, что мы значительно расширяем линейку моделей. В Женеве мы представили Tourneo Custom и Tourneo Connect. Custom будет глобальным автомобилем, двухтонный Ford Transit, который мы в Женеве не показывали, также будет глобальным.

– На каких платформах построены эти автомобили?

– Самый маленький, Tourneo Courier, базируется на платформе Fiesta. Tourneo Connect размером с Ford Focus, соответственно, он на платформе Focus. Самый крупный [из представленных в Женеве], Tourneo Custom, может выпускаться в пассажирском и грузовом вариантах, базируется на собственной платформе.

В России мы продолжим продажи нынешней версии Ford Transit и представим новый Tourneo Custom. Со временем мы наладим местную сборку нового Transit в России – по мере того как будет расширяться наше производство и локализация в России.

– Доработка под российские условия эксплуатации для автомобилей Ford, собираемых в России, производиться будет?

– Безусловно. Например, то, что мы называем winterization – подготовка автомобилей к эксплуатации в условиях низких температур. Мы не будем продавать автомобили, если не будем уверены, что они обладают необходимым уровнем надежности для эксплуатации в России. Мы знаем, что у многих в России есть загородные дома, и дороги, которые ведут к этим домам, не всегда находятся в должных кондициях. Наши автомобили должны справляться и с такими дорожными условиями.

– Я читал, что в США новый Ford Transit будет продаваться даже с двигателями V10, а какие двигатели будут у европейских и российских версий?

– Нет, V10 и в США не будет. В США есть V6 EcoBoost, плюс вернутся дизельные двигатели. В России Transit также будут комплектоваться дизельными двигателями из числа тех, что Ford предлагает в Европе.

– Должно быть, Transit с двигателем V10 был бы очень популярен среди грабителей. Я где-то встречал статистику, что 70% ограблений банков в Европе совершаются на Ford Transit.

– (Смеется.) Такой статистики я не знаю, но в некоторых фильмах об ограблениях Transit действительно фигурирует. Он очень надежный.

– В 2012 г. продажи LCV в Европе упали на 13% до 1,44 млн машин, в то время как автомобильный рынок в целом – на 8%. Как в этих условиях Ford собирается поддерживать продажи своих LCV?

– Один из лучших способов поддержать продажи – запуск новых продуктов. Хотя общие продажи в Европе упали, мы свою долю увеличили – благодаря новым моделям. Первой стал Custom, и благодаря ему наши продажи серьезно выросли. Этот автомобиль привлек не только наших традиционных покупателей, но и клиентов конкурирующих компаний. В России Transit после начала местного производства стал самым популярным LCV среди иностранных брендов.

– Конкуренция в Европе в сегменте LCV усиливается, создаются новые альянсы – PSA/Opel и Renault/Mercedes-Benz; Toyota также будет делать LCV совместно с PSA, а Hyundai – с турецкой Karsan. Заинтересован ли Ford в подобных альянсах, заботит ли вас увеличение активности ваших конкурентов?

– Как вы знаете, мы анонсировали стратегию One Ford («Единый Ford»), и она оказалась очень успешной, благодаря ей компания изменилась и в США, и в Европе. У нас есть свой производственный план, мы ему следуем – и выполняем. Но конкурентов недооценивать нельзя, и мы ко всем производителям относимся очень серьезно. А моя работа – создавать самые лучшие автомобили. Увидев которые на улицах, люди поймут, что это Ford, придут в шоурумы и купят.

– Торговое соглашение Евросоюза с Южной Кореей серьезно снизит импортные пошлины на корейские LCV, переговоры об аналогичном соглашении с ЕС ведет Япония. Насколько вас беспокоит снижение пошлин на азиатские машины?

– Мы поддерживаем торговые соглашения. Хотя и отдаем себе отчет, что увеличение импорта, связанное с этим, окажет влияние на европейских производителей, каковым является и Ford.

Женева