Александр Чупраков: Интервью - Александр Чупраков, зампредседателя правительства Московской области

О чем подмосковное правительство договаривается с крупнейшими землевладельцами и что будет делать с грузовиками вокруг МКАД
Александр Чупраков, зампредседателя правительства Московской области/ Д.Абрамов/ Ведомости

Биография

Родился 17 октября 1968 г. в Архангельской области. В 1986–1988 гг. служил в Советской армии. В 1993 г. окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета.

Имущественный комплекс Московской области

21500. га земли

Об области

Московская область. Площадь – 44 379 кв. км, население (на 1 января 2013 г.) – 7,05 млн человек. ВРП (2011 г.) – 2,24 трлн руб., рост ВРП (2011 г.) – 8,1%. Индекс промышленного производства (2012 г.) – 109,4%. Среднемесячная начисленная заработная плата (январь – ноябрь 2012 г.) – 32 938 руб. (105,7% к ноябрю 2011 г. в реальном выражении). Безработица (2012 г.) – 2,9%. Инфляция (2012 г., декабрь к декабрю) – 5,6%. Жилищное строительство (2012 г.) – 6,9 млн кв. м. Оборот розничной торговли (2012 г.) – 1,26 трлн руб. (104,4% к 2011 г.). Объем иностранных инвестиций (январь – сентябрь 2012 г.) – $3,9 млрд. Исполнение консолидированного бюджета (на 1 января 2013 г.): доходы – 453,3 млрд руб., профицит – 60,5 млрд руб. Государственный долг (на 1 марта 2013 г.) – 55,4 млрд руб.

Подмосковному руководству досталось нелегкое наследство: земель в собственности и дорогих активов на продажу нет. Зато много сельхозземли, которая стихийно застраивается, несанкционированных рынков и лесов, пораженных короедом. О том, как правительство Московской области будет бороться с этими напастями и какие у него перспективы, в интервью «Ведомостям» рассказывает заместитель председателя правительства Александр Чупраков

– Вы успели поработать в правительстве Московской области при Сергее Шойгу. Насколько отличается политика нынешнего руководителя региона Андрея Воробьева?

– Преемственность сохраняется: и Сергей Кужугетович, и Андрей Юрьевич ставят конкретные задачи – в частности, это увеличение доходов области до 1 трлн руб., эффективное использование земли и объектов недвижимости, увеличение имущественного комплекса области и др. Одна из задач – создание земельного банка Московской области. Ведь сейчас в собственности Московской области находится 21 500 га земли, из них только 1100 га свободных земельных участков в Клинском районе (тех, что не закреплены за действующими госучреждениями и предприятиями). И все! Это смешные цифры. Фактически в собственности Московской области нет земель, которые необходимы для привлечения инвесторов, строительства объектов социального назначения и транспортной инфраструктуры.

– Как будете увеличивать банк?

– Всего в первой половине 2013 г. мы планируем увеличить земельный фонд Московской области на 20 000 га, т. е. удвоить относительно существующего объема. Во-первых, мы проводим ревизию всего, что у нас еще осталось: объектов недвижимости, земли, имущества предприятий и учреждений. Уже выявлено 800 га неэффективно используемых земельных участков, 17 объектов недвижимости площадью более 20 000 кв. м, которые попросту простаивали. Не поверите, но есть даже случаи самовольного захвата и строительства частными организациями целых поселков!

Во-вторых, такую же работу проводим вместе со Счетной палатой относительно федеральных объектов недвижимости. Уже есть первые результаты – мы завершаем работу по передаче в собственность Московской области ФГУП «Ивантеевский лесопитомник» с участком в 220 га. Сейчас оно работает на частном рынке и продает саженцы. Мы этот профиль сохраним и сделаем его крупнейшим центром по лесовоспроизводству. Это было принципиальное условие Росимущества. Также области передается ФГУП «Ильинское» – сельхозпредприятие, которое находилось в стадии банкротства (1580 га). За счет привлеченных средств область погасила все его долги в сумме 90 млн руб. и теперь принимает в свою собственность. Это предприятие и имущественный комплекс мы оцениваем примерно в 4,5 млрд руб. В-третьих, вовлекаем в оборот неразграниченные земельные участки, используя региональную геоинформационную систему. Она задумана как база пространственных данных территории Московской области: геоинформационные слои, входящие в ее состав, содержат сведения о границах муниципальных районов и городских округов, городских и сельских поселений, сведения о земельных участках, улично-дорожной сети, материалы генпланов, сведения о лесах, парках и т. д.

– Когда Шойгу руководил областью, с Минобороны был конфликт по военным городкам – министерство не обеспечивало их теплом и водой, но и на обслуживание области не передавало. После того как Шойгу стал министром обороны, этот конфликт разрешился?

– Мы договорились с Минобороны о том, что все их свободное имущество, которое не задействовано для целей обороны и безопасности, будет передано Московской области. Речь как раз в основном идет о военных городках – их всего около сотни. Почти все они в плачевном состоянии, сейчас оцениваем, сколько необходимо средств, чтобы привести их в порядок. В качестве компенсации затрат будем получать от Минобороны земельные участки, прилегающие к этим городкам. Это тысячи гектаров. Они будут использованы как для строительства инфраструктуры, так и будут предложены инвесторам под различные проекты. Например, для строительства автопортов и логистических терминалов.

– У области было множество инициатив по использованию земель сельхозназначения. Что с ними?

– Мы выступаем с инициативой полного запрета строительства на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе и дач. Законопроект, который мы подготовили, сейчас проходит окончательное согласование в министерствах и ведомствах. Жилые объекты могут возводиться только на тех земельных участках, которые для этого предназначены. То есть при условии, что это предусмотрено в генплане. А поскольку генпланы поселений приняты менее чем в половине муниципальных образований, то, соответственно, у муниципальных образований нет полного понимания, какое количество объектов транспортной, социальной, инженерной инфраструктуры должно появиться в новых поселках.

– Какой выход у землевладельцев?

– Мы встречались с крупнейшими землевладельцами в Московской области – их было более 100. Присутствовали на встрече и те, кто не использует свои земли для сельхозпроизводства и планирует их использование под жилищное строительство. Одна из задач, поставленных губернатором, – сохранение земель сельхозназначения и использование их под сельхозпроизводство. Вместе с тем земельные участки, не относящиеся к особо ценным сельхозугодьям, рассматриваем для других целей. Например, для размещения производств или жилищного строительства при условии создания необходимой инфраструктуры. На встрече мы предложили собственникам, желающим поменять категорию своих земель, инициировать вопрос не через принятие постановления правительства, а через муниципальные образования при утверждении генеральных планов. Мы считаем, что правительство должно принимать такие решения только в исключительных, каких-то особых случаях. Во всех остальных должен действовать общий порядок – через генеральный план.

– Но генпланы поселений должны быть приняты до конца 2014 г.?

– В настоящее время продолжает действовать упрощенный порядок – изменение вида разрешенного использования на «дачное или коттеджное строительство» входит в полномочия глав местных администраций, что в итоге ведет к хаотичной и неконтролируемой застройке земель сельхозназначения. В результате таких решений за последние полтора года из сельхозоборота выведено более 7500 га земель. Чтобы оценить возможность и целесообразность изменения вида разрешенного использования земельного участка до момента утверждения документов территориального планирования, мы рекомендовали главам поселений запрашивать мнение правительства до принятия решения.

– А как собираетесь контролировать местных чиновников? Они обычно в этом вопросе проявляют невиданную самостоятельность.

– Для этого у нас создан градостроительный совет, возглавляемый губернатором Московской области. На нем и будут рассматриваться все наиболее значимые градостроительные решения, земельно-имущественные вопросы.

– Думаете, втихаря им не удастся провести нужное решение?

– Мы все-таки глав муниципальных образований рассматриваем как членов одной команды. Сейчас все прекрасно понимают, что рано или поздно надо будет нести ответственность перед гражданами. Время принятия таких решений, за которые никто потом не спросит, прошло. Им самим же потом придется отвечать на вопросы жителей будущих домов, где детский сад и где школа.

– Удалось ли пролоббировать 30%-ную плату за перевод категории сельхозземли?

– На основе предложений Московской области о введении платы за перевод сельскохозяйственных земель в земли других категорий Минэкономразвития разработало проект федерального закона об установлении строительного сбора. Введение такого сбора позволит получить в бюджет дополнительные средства, необходимые для строительства инженерной и дорожной инфраструктуры. При этом законопроект предполагает меры защиты, направленные на недопущение увеличения стоимости строительства бюджетных и социальных объектов. Сейчас эта законодательная инициатива проходит согласования в федеральных структурах.

Развитие Московского региона невозможно без улучшения транспортной инфраструктуры, поэтому мы поддержали инициативу Москвы о сокращении сроков изъятия земель для государственных нужд под строительство автомобильных дорог. Законопроект принят на прошлой неделе в Госдуме. Опыт показывает, что по нынешним законам изъятие земли для госнужд длится от трех лет и больше, и области за последние несколько лет удалось изъять всего несколько участков. А перед нами стоят масштабные задачи по дорожному строительству – одна ЦКАД чего стоит! При принятии законопроекта сроки сократятся до одного года.

– Будет ли увеличен налог за неиспользование земель сельхозназначения?

– Этот законопроект уже откорректирован с учетом замечаний министерств и ведомств и находится на согласовании. Увеличение налога на неиспользуемые земли сельхозназначения с 0,3 до 1,5% предотвратит простаивание таких земель. Также мы предлагаем установить штрафы за неиспользование сельскохозяйственной земли в сумме 10–20% от кадастровой стоимости участка. Так, сейчас участок из земель сельхозназначения может быть изъят в судебном порядке в случае, если он в течение трех лет и более не использовался для сельскохозяйственной деятельности. Существующий размер административных штрафов (для граждан – от 1000 до 5000 руб., для юридических лиц – от 40 000 до 100 000 руб.) не может выступать эффективной санкцией.

Все эти меры имеют на самом деле одну цель – максимальное вовлечение земель в хозяйственный оборот. Вдумайтесь: свыше 700 000 га сельхозземель в Московской области простаивает и не используется! Это 47% всех сельхозземель области.

– Что область будет делать с грузовиками, которые начали скапливаться на подъезде к Москве, ожидая разрешенного времени въезда (с 22.00 до 6.00) на МКАД?

– Правительство подобрало 92 земельных участка для организации автостоянок большегрузного транспорта при подъезде к МКАД. В том числе планируется размещение автостоянок большегрузного транспорта на земельных участках, смежных с действующими автозаправочными станциями. Собственники АЗС выразили готовность предоставить возможность использования имеющейся инфраструктуры, включая съезды с автодорог.

– Будет ли Московская область избавляться от непрофильных активов, устраивать распродажи, как Москва?

– Основная задача, стоящая перед Московской областью, – это накопление (формирование) имущественного комплекса. Поэтому и продавать-то особо нечего. В прогнозный план приватизации на 2013 г. были включены только два ГУПа и девять пакетов акций ОАО. Доход Московской области за 2012 г. от этих предприятий в виде дивидендов и отчислений составил менее 500 000 руб. То есть фактически текущий план приватизации нацелен на избавление от балласта. Но это не означает, что область не планирует дополнительно включить в план приватизации другие предприятия или объекты недвижимости. В ближайшие два месяца мы внесем дополнения в прогнозный план продаж неэффективно используемых объектов недвижимости. Например, все госструктуры Московской области, которые сегодня размещаются в Москве, поэтапно будут переезжать в область. В столице мы владеем зданиями общей площадью около 30 000 кв. м (еще 11 000 кв. м арендуем). По нашим подсчетам, продажа этих объектов может принести бюджету свыше 6 млрд руб.

– В земельно-имущественный блок, которым вы руководите, входят также комитет лесного хозяйства, министерства экологии и потребительского рынка. Как будете упорядочивать торговлю?

– С 2013 г. вступил в действие 271-ФЗ «О розничных рынках», где главным условием работы рынков прописана необходимость размещаться в капитальных зданиях и сооружениях. Мы эту работы ведем с осени прошлого года и пропускаем каждый рынок через межведомственную комиссию. На сегодняшний день проверено 102 рынка. По 22 рынкам принято решение о закрытии, в частности в Бронницах, Жуковском, Звенигороде, Королеве, Орехово-Зуеве, Балашихе и др. Кроме того, мы подготовили план размещения розничных рынков – в нем определено количество размещаемых рынков по всем районам области. Проведенный анализ показал, что Московской области необходимо 438 розничных рынков минимальной площадью 300 кв. м – для малых населенных пунктов и максимальной – до 16 000 кв. м для крупных. Но торговля не может развиваться односторонне. Поэтому необходимо развитие оптового звена, необходима грамотная цепочка «логистика – распределение». Поэтому в ближайшей перспективе – строительство крупных кластерных торгово-распределительных логистических центров.

– Будет ли наведен порядок с шанхаем вокруг МКАД?

– Вдоль МКАД насчитывается 14 рынков. Это одни из самых крупных рынков области, суммарно они занимают около 90 га земли. И 80% земельных участков под данными рынками находится в частной собственности. Только четыре рынка из них находятся в завершающей стадии реконструкции либо имеют капитальные сооружения и еще два – в начальной стадии согласования архитектурных проектов. Главам муниципальных образований рекомендовано расторгнуть договоры аренды в связи с неисполнением федерального законодательства управляющими компаниями данных розничных рынков. По результатам работы межведомственной комиссии рынок ООО «Олимп» (на территории Мытищинской ярмарки) признан не соответствующим требованиям федерального законодательства и уже ликвидирован. Еще два рынка – «Тракт-терминал» (МКАД, Ярославское шоссе) и «Евро-центр» (МКАД, Можайское шоссе) – закрыли уличную торговлю и готовят необходимую документацию для начала строительства торгово-складских комплексов.

– В прошлом году области была выделена невиданная сумма в 3 млрд руб. на борьбу с короедом. Какие успехи?

– В условиях широкомасштабного повреждения ельников короедом-типографом эффект может быть достигнут только при использовании комплекса мероприятий. Первое – использование инсектицидов (вещества, которые их убивают). Второе – санитарные рубки, причем нужно проводить вырубку не только пораженных деревьев, но и старых. Лес Московской области фактически является легкими всего Московского региона, где сосредоточено более 20% жителей страны. Но в последние годы лесом никто не занимался, хотя мы знаем, какие традиции и какой богатый опыт имеется у лесников Московской области. Мы планируем возродить эту работу.