Цифра недели: 40%

Bloomberg

До 40% накоплений могут потерять вкладчики, разместившие в Bank of Cyprus депозиты на сумму свыше 100 000 евро. Такую цифру назвал министр финансов Кипра Михалис Саррис.

Кипр наказан за свое прошлое. И довольно далекое. Более чем за 20 лет страна прошла путь от одного из самых агрессивных офшоров до государства, исключенного из всех черных и серых списков. Сегодня Кипр – это удобная для бизнеса низконалоговая юрисдикция. Иными словами, наказание настигло остров, когда мир уже свыкся с мыслью, что Кипр уже лет 10 как не офшор.

Сумма спасения Кипра от банкротства мизерна для Евросоюза. Но блок предпочел «убить» экономику Кипра. За что страна наказана – версии разные. Был слишком близок к России, считает сотрудник крупной аудиторской фирмы. Корпорации хотят получить дешевле кипрский газ, делится своей версией юрист из кипрской фирмы.

К слову, наказан Кипр дважды. Ведь кризис на острове был спровоцирован механизмом спасения Греции: в результате программы списаний по греческим облигациям банки Кипра потеряли 30% капитала. А потом власти Евросоюза решили, что частично оплатить спасение Кипра (от решения же ЕС) должны те, кто зарабатывал на экономической модели Кипра, – в первую очередь бизнес крупных развивающихся экономик. Главными пострадавшими окажутся, конечно же, российские компании. Их деньги уже ищут новое «место жительства», например часть капиталов может переехать в Латвию (ЕЦБ якобы даже предупредил, что прием утекающих с кипрского офшора российских денег может помешать вступлению страны в еврозону в 2014 г., цитирует «РИА Новости» сообщение на mixnews.lv). Но наиболее вероятным пристанищем для русских денег могут стать Нидерланды, предоставляющие щедрые налоговые льготы, сравнимые с режимом на Кипре. Нидерланды в отличие от острова не стали менять соглашение с Россией об избежании двойного налогообложения – вводить новые механизмы борьбы со схемами.

Парадокс в том, что именно голландские консультанты из Loyens & Volkmans стояли в свое время у истоков создания кипрского офшора в 70-е гг. прошлого века, писал в статье в журнале «Родина» вице-президент Consulco International Михаил Соболев. Для структурирования строительных подрядов с Саудовской Аравией нужна была низконалоговая юрисдикция в Средиземноморье, рассказывает он, сначала выбор пал на Грецию, а после отказа Афин – на Кипр.

Офшоры – технология, изобретенная в лондонском Сити и на Уолл-стрит. Мелкие юридические фирмы, занимающиеся регистрацией и открытием счетов на Кипре, работают на субподряде у гигантских юридических и аудиторских фирм. В Сити популярна поговорка «Джерси или тюрьма», писал Николас Шэксон в книге «Люди, обокравшие мир. Правда и вымысел о современных офшорных зонах». Зло не в офшорах, а в том, как их используют крупные экономики.