Интервью: Инвесторы не смогут отказаться

1985
1985–2000
2000–2001
2001–2003
2001–2008
2008–2009
2009–2012
2012
Крупные застройщики «новой Москвы»
Работать в столичную мэрию Владимир Жидкин, руководитель департамента развития новых территорий города, пришел из подмосковного правительства. Он был в команде бывшего губернатора Бориса Громова, где помимо прочего отвечал за сферу ЖКХ и строительную отрасль. Когда Москва расширялась и стороны обсуждали варианты, Жидкин участвовал в этих переговорах и был одним из немногих людей, которые хорошо знают присоединенные к столице земли.
– Когда вас пригласили возглавить новый департамент, долго раздумывали над предложением?
– Над любым предложением приходится думать, ведь это серьезный шаг. Мне сама идея понравилась – проект интересный. Я с удовольствием пришел на работу и с удовольствием работаю.
– А кто приглашал?
– Марат Шакирзянович [Хуснуллин, руководитель строительного комплекса Москвы]. Я его давно знаю – он был министром ЖКХ и строительства в Татарстане. Я работал министром ЖКХ в Московской области, потом зампредом – курировал эту и строительную сферы.
– Какие задачи ставились?
– Они будут окончательно сформированы, когда появятся две территориальные схемы – Новомосковского и Троицкого округов – и будут определены основные показатели их развития. Сейчас мы разрабатываем функциональные зоны совместно с Москомархитектуры и НИиПИ генплана, надеемся, что во II квартале уже будет принято постановление правительства Москвы.
– Как эти схемы увязаны с генпланом?
– Генплан быстрее чем за два года не разработаешь, а нам нужно работать сейчас – мы не можем жить без документов территориального планирования. Поэтому было принято решение территориальные схемы разработать, и вносятся поправки в федеральный закон о том, что они будут для нас документами градостроительного развития – до момента утверждения генплана. Они будут включать транспортную схему, инженерную и зонирование территорий по плотности, по функциональному назначению.
– На новых землях вы определили места размещения кластеров. Как они увязаны с территориальными схемами?
– Кластеры определяют развитие каждой точки роста – где рекреационный кластер, где административный, где торговый и т. д. И каждый из них мы разрабатываем отдельно.
– Вы успели поработать в области в переходный период. Насколько вы осведомлены о том, что творится на присоединенных территориях?
– Я знал область хорошо. Если говорить о переходном периоде, у нас работал штаб – раз в две недели мы совместно с Московской областью координировали процесс подготовки документов территориального планирования, в том числе территориальных планов и генпланов поселений.
– Но некоторые муниципалитеты в обход этих договоренностей продолжали выдавать разрешения на строительство. Вы не могли этот процесс контролировать?
– Мы контролировали, собирали глав муниципалитетов, и в целом процесс был управляемым. Но по отдельным объектам, учитывая полномочия по 131-ФЗ, они выдавали разрешения. Выдали действующих разрешений на строительство 16 млн кв. м, не столько крупные проекты, сколько ИЖС, коттеджные поселки и т. д. Из них 4 млн кв. м – нежилая недвижимость, а остальное – малоэтажные и многоквартирные дома в пропорции 50 на 50.
– В основном эти стройки расположены в удалении 10–20 км от МКАД. Эксперты считают, что если построить все, что запланировано, то расширение Москвы задачи по разгрузке транспортной сети не решит.
– Будем пересматривать проекты. Анализируем все, там, где решения не вызывают сомнений, соглашаемся. А крупные проекты, где разрешения выданы на сотни тысяч метров, мы пересматриваем. Тем более что по многим из них есть несоответствие по социальным нормам. И почти все инвесторы идут на это с пониманием.
– А куда им деваться?
– Мы их не вынуждаем, а доходчиво объясняем.
– Когда завершится ревизия?
– На момент передачи было подписано 87 контрактов, в течение этого года все рассмотрим. По ряду крупных проектов они корректируются и будут корректироваться. Все крупные инвесторы с пониманием к этому относятся.
– Но ведь вы не заставите застройщиков уменьшить объемы вдвое?
– Почему не заставим? Если пропускная способность транспортной сети не обеспечит такой объем строительства, мы не должны соглашаться с технико-экономическими показателями. Инвесторы уже корректируют планы. Например, проект «Кольчуга»: компания заявляла о строительстве 800 000 кв. м, а в процессе обсуждения они уже переработали проект, уменьшив метраж до 400 000 кв. м.
Там, где нормы не соответствуют, сможем найти с инвесторами компромисс. Ведь многие из них получали разрешения в рамках одного муниципального образования – никакой увязки с генпланом Москвы не было. Проекты с разрешениями тоже корректируются. Например, «Новые Ватутинки» компании «Инвесттраст», «Московский» «Абсолюта», проекты в Коммунарке группы ПИК и «Авгур эстейта». Точные объемы мы будем знать после разработки проектов планировок.
– Идея присоединения новой территории к Москве была в переезде туда чиновников.
– Это одна из составных. Еще одна цель – разгрузить Москву. До этого Москва не имела возможности расширяться, а сейчас на присоединенные земли могут переехать предприятия, офисы. Так, «Ростелеком» уже строит офис на 250 000 кв. м, Х5 Retail Group, Сбербанк и др. RDI строит офис на 40 000 кв. м, все, что она арендует в Москве, разместится в «Западной долине».
– Недавно правительство Москвы объявило, что «Авгур эстейт» подарит городу около 300 га земли в Коммунарке. Изначально владелец компании Вадим Мошкович хотел отдать эту землю под комплекс правительственных зданий. Но это решение подвисло. Объясните, зачем сейчас-то он бесплатно отдает землю стоимостью 11 млрд руб.?
– Инвестор только выиграет от передачи земли городу, получив в обмен полностью освоенную территорию вблизи своего главного проекта – «А101», который компания строит на месте совхоза «Коммунарка». На этом участке город планирует создать образовательный и медицинский кластеры, а также административно-деловой центр. Образовательный уже проектируется – здесь разместится МИСиС.
– Насколько реально создать новые центры притяжения?
– Реально. Создать рабочие места, чтобы с прилегающих к Москве территорий люди не ехали в «старую Москву». Чтобы часть офисов переехала на новые территории.
– А как они переедут?
– А почему бы не переехать? Стоимость метра в «старой Москве» вдвое выше, чем в «новой». А если еще и работа рядом, дом в красивом месте, поликлиника и школа в шаговой доступности?
– На территории «новой Москвы» есть проект водохранилища. Его судьба решена?
– Этот проект разрабатывался давно в Московской области. Поэтому судьбу его мы не хотим и не можем решать сами, обсудим все внимательно с коллегами из Подмосковья.
– А как будете обеспечивать территории водой? Ведь там нет подземных источников, а тянуть от Западной станции можно максимум на 20 км.
– Подземные источники есть, и запасы немалые. Но будет единая схема водоснабжения: и за счет основной системы водоснабжения Москвы, и с использованием подземных запасов.
– «Новая Москва» – это не только хвост на юге города, но и анклавы на западе – Сколково, Рублево-Архангельское, Рублево-Успенское. Что с ними происходит?
– За проект «Сколково» отвечает департамент градостроительной политики Москвы. По анклаву на рублево-успенском направлении предложение еще разрабатывается. Пока идет работа совместно с МИДом над созданием центра для представительских и дипломатических функций. Активно обсуждается вопрос о создании в Рублево-Архангельском международного финансового центра (МФЦ). Мы совместно с Москомархитектурой подготовили предложения по транспортной схеме. Она предполагает выезды с территории МФЦ на Новорижское шоссе в районе Красногорского кольца, модернизацию рижского направления МЖД с учетом развития ветки ст. Павшино – ст. Рублево-Архангельское, строительство участка Новорижское шоссе – Рублево-Архангельское с обходом Одинцова на Северный дублер Кутузовского проспекта, продление Рублевского шоссе до МФЦ, строительство ветки метрополитена.
– Сколько денег все это потребует?
– Около 50 млрд руб.
– Средства из бюджета Москвы?
– Создание МФЦ – большой плюс: там будут размещаться крупные компании, которые будут налоги платить в городской бюджет. Для капитализации этой территории целесообразно профинансировать данные мероприятия. Но за чей счет и в какой пропорции – это еще обсуждается. Модель финансирования всего проекта станет понятна после принятия решения о создании МФЦ.