Интервью: Инвесторы не смогут отказаться

PhotoXpress

1985

Окончил Мордовский ордена Дружбы народов государственный университет им. Н. П. Огарева по специальности «промышленное и гражданское строительство».

1985–2000

Мастер строительного участка, старший прораб строительного участка, главный инженер, заместитель директора по производственным вопросам, начальник управления специальных работ, заместитель генерального директора по производству и техническим вопросам ОАО Трест «Мордовпромстрой».

2000–2001

Генеральный директор ООО «Инженерно-строительная компания «Технотэкс-Кев».

2001–2003

Первый заместитель гендиректора ГУП по развитию Московской области.

2001–2008

Первый заместитель, заместитель министра строительства Московской области.

2008–2009

Министр жилищно-коммунального хозяйства правительства Московской области.

2009–2012

Заместитель председателя правительства Московской области.

2012

Постановлением правительства Москвы № 239-ПП назначен руководителем департамента развития новых территорий. Женат, имеет двух дочерей.

Крупные застройщики «новой Москвы»

ОАО «Масштаб» – 6 млн кв. м жилья; ГК «Абсолют» – 2,7 млн кв. м жилья; ГК «ПИК» – 1,5 млн кв. м жилья; ООО «Инвесттраст» – 1,5 млн кв. м жилья; ООО «Звезда «Газпрома» – 1,2 млн кв. м жилья; ГК МИЦ – 0,7 млн кв. м жилья; ГК «Мортон» – 0,5 млн кв. м; ООО «Авгур эстейт» – 0,5 млн кв. м; ООО «ПСФ Крост» – 0,5 млн кв. м; ЗАО «Язовская слобода инвест» – 0,2 млн кв. м.

«Транспортная сxема для присоединенных территорий сейчас разрабатывается. Но это не значит, что по дорогам ничего не делается в ожидании этой схемы. В первую очередь планируется реконструкция Калужского шоссе, автодороги от Киевского до Калужского шоссе (от Саларьево до Мамырей). Всего в адресную инвестиционную программу Москвы внесено 11 объектов дорожного строительства на новых территориях. И средств выделяется немало: в нынешнем году – почти 5,2 млрд руб., в 2014–2016 гг. – почти 23 млрд. Дороги будут строиться и за счет инвесторов. В частности, компания «Мортон» уже внесла в городской дорожный фонд 20 млн руб. для участия в создании конкретного дорожного объекта. «Кольчуга» и «Лотос-групп» сами предложили свои услуги по проектированию и строительству дорожных объектов на новых территориях. Это стоит миллиарды рублей. Но инвесторы – хорошие бизнесмены, они понимают, что вкладывают средства не просто так. После строительства этих дорог и развязок капитализация их объектов и земли сразу возрастет», – говорит Владимир Жидкин.

Работать в столичную мэрию Владимир Жидкин, руководитель департамента развития новых территорий города, пришел из подмосковного правительства. Он был в команде бывшего губернатора Бориса Громова, где помимо прочего отвечал за сферу ЖКХ и строительную отрасль. Когда Москва расширялась и стороны обсуждали варианты, Жидкин участвовал в этих переговорах и был одним из немногих людей, которые хорошо знают присоединенные к столице земли.

– Когда вас пригласили возглавить новый департамент, долго раздумывали над предложением?

– Над любым предложением приходится думать, ведь это серьезный шаг. Мне сама идея понравилась – проект интересный. Я с удовольствием пришел на работу и с удовольствием работаю.

– А кто приглашал?

– Марат Шакирзянович [Хуснуллин, руководитель строительного комплекса Москвы]. Я его давно знаю – он был министром ЖКХ и строительства в Татарстане. Я работал министром ЖКХ в Московской области, потом зампредом – курировал эту и строительную сферы.

– Какие задачи ставились?

– Они будут окончательно сформированы, когда появятся две территориальные схемы – Новомосковского и Троицкого округов – и будут определены основные показатели их развития. Сейчас мы разрабатываем функциональные зоны совместно с Москомархитектуры и НИиПИ генплана, надеемся, что во II квартале уже будет принято постановление правительства Москвы.

– Как эти схемы увязаны с генпланом?

– Генплан быстрее чем за два года не разработаешь, а нам нужно работать сейчас – мы не можем жить без документов территориального планирования. Поэтому было принято решение территориальные схемы разработать, и вносятся поправки в федеральный закон о том, что они будут для нас документами градостроительного развития – до момента утверждения генплана. Они будут включать транспортную схему, инженерную и зонирование территорий по плотности, по функциональному назначению.

– На новых землях вы определили места размещения кластеров. Как они увязаны с территориальными схемами?

– Кластеры определяют развитие каждой точки роста – где рекреационный кластер, где административный, где торговый и т. д. И каждый из них мы разрабатываем отдельно.

– Вы успели поработать в области в переходный период. Насколько вы осведомлены о том, что творится на присоединенных территориях?

– Я знал область хорошо. Если говорить о переходном периоде, у нас работал штаб – раз в две недели мы совместно с Московской областью координировали процесс подготовки документов территориального планирования, в том числе территориальных планов и генпланов поселений.

– Но некоторые муниципалитеты в обход этих договоренностей продолжали выдавать разрешения на строительство. Вы не могли этот процесс контролировать?

– Мы контролировали, собирали глав муниципалитетов, и в целом процесс был управляемым. Но по отдельным объектам, учитывая полномочия по 131-ФЗ, они выдавали разрешения. Выдали действующих разрешений на строительство 16 млн кв. м, не столько крупные проекты, сколько ИЖС, коттеджные поселки и т. д. Из них 4 млн кв. м – нежилая недвижимость, а остальное – малоэтажные и многоквартирные дома в пропорции 50 на 50.

– В основном эти стройки расположены в удалении 10–20 км от МКАД. Эксперты считают, что если построить все, что запланировано, то расширение Москвы задачи по разгрузке транспортной сети не решит.

– Будем пересматривать проекты. Анализируем все, там, где решения не вызывают сомнений, соглашаемся. А крупные проекты, где разрешения выданы на сотни тысяч метров, мы пересматриваем. Тем более что по многим из них есть несоответствие по социальным нормам. И почти все инвесторы идут на это с пониманием.

– А куда им деваться?

– Мы их не вынуждаем, а доходчиво объясняем.

– Когда завершится ревизия?

– На момент передачи было подписано 87 контрактов, в течение этого года все рассмотрим. По ряду крупных проектов они корректируются и будут корректироваться. Все крупные инвесторы с пониманием к этому относятся.

– Но ведь вы не заставите застройщиков уменьшить объемы вдвое?

– Почему не заставим? Если пропускная способность транспортной сети не обеспечит такой объем строительства, мы не должны соглашаться с технико-экономическими показателями. Инвесторы уже корректируют планы. Например, проект «Кольчуга»: компания заявляла о строительстве 800 000 кв. м, а в процессе обсуждения они уже переработали проект, уменьшив метраж до 400 000 кв. м.

Там, где нормы не соответствуют, сможем найти с инвесторами компромисс. Ведь многие из них получали разрешения в рамках одного муниципального образования – никакой увязки с генпланом Москвы не было. Проекты с разрешениями тоже корректируются. Например, «Новые Ватутинки» компании «Инвесттраст», «Московский» «Абсолюта», проекты в Коммунарке группы ПИК и «Авгур эстейта». Точные объемы мы будем знать после разработки проектов планировок.

– Идея присоединения новой территории к Москве была в переезде туда чиновников.

– Это одна из составных. Еще одна цель – разгрузить Москву. До этого Москва не имела возможности расширяться, а сейчас на присоединенные земли могут переехать предприятия, офисы. Так, «Ростелеком» уже строит офис на 250 000 кв. м, Х5 Retail Group, Сбербанк и др. RDI строит офис на 40 000 кв. м, все, что она арендует в Москве, разместится в «Западной долине».

– Недавно правительство Москвы объявило, что «Авгур эстейт» подарит городу около 300 га земли в Коммунарке. Изначально владелец компании Вадим Мошкович хотел отдать эту землю под комплекс правительственных зданий. Но это решение подвисло. Объясните, зачем сейчас-то он бесплатно отдает землю стоимостью 11 млрд руб.?

– Инвестор только выиграет от передачи земли городу, получив в обмен полностью освоенную территорию вблизи своего главного проекта – «А101», который компания строит на месте совхоза «Коммунарка». На этом участке город планирует создать образовательный и медицинский кластеры, а также административно-деловой центр. Образовательный уже проектируется – здесь разместится МИСиС.

– Насколько реально создать новые центры притяжения?

– Реально. Создать рабочие места, чтобы с прилегающих к Москве территорий люди не ехали в «старую Москву». Чтобы часть офисов переехала на новые территории.

– А как они переедут?

– А почему бы не переехать? Стоимость метра в «старой Москве» вдвое выше, чем в «новой». А если еще и работа рядом, дом в красивом месте, поликлиника и школа в шаговой доступности?

– На территории «новой Москвы» есть проект водохранилища. Его судьба решена?

– Этот проект разрабатывался давно в Московской области. Поэтому судьбу его мы не хотим и не можем решать сами, обсудим все внимательно с коллегами из Подмосковья.

– А как будете обеспечивать территории водой? Ведь там нет подземных источников, а тянуть от Западной станции можно максимум на 20 км.

– Подземные источники есть, и запасы немалые. Но будет единая схема водоснабжения: и за счет основной системы водоснабжения Москвы, и с использованием подземных запасов.

– «Новая Москва» – это не только хвост на юге города, но и анклавы на западе – Сколково, Рублево-Архангельское, Рублево-Успенское. Что с ними происходит?

– За проект «Сколково» отвечает департамент градостроительной политики Москвы. По анклаву на рублево-успенском направлении предложение еще разрабатывается. Пока идет работа совместно с МИДом над созданием центра для представительских и дипломатических функций. Активно обсуждается вопрос о создании в Рублево-Архангельском международного финансового центра (МФЦ). Мы совместно с Москомархитектурой подготовили предложения по транспортной схеме. Она предполагает выезды с территории МФЦ на Новорижское шоссе в районе Красногорского кольца, модернизацию рижского направления МЖД с учетом развития ветки ст. Павшино – ст. Рублево-Архангельское, строительство участка Новорижское шоссе – Рублево-Архангельское с обходом Одинцова на Северный дублер Кутузовского проспекта, продление Рублевского шоссе до МФЦ, строительство ветки метрополитена.

– Сколько денег все это потребует?

– Около 50 млрд руб.

– Средства из бюджета Москвы?

– Создание МФЦ – большой плюс: там будут размещаться крупные компании, которые будут налоги платить в городской бюджет. Для капитализации этой территории целесообразно профинансировать данные мероприятия. Но за чей счет и в какой пропорции – это еще обсуждается. Модель финансирования всего проекта станет понятна после принятия решения о создании МФЦ.