Письма


Задачка не для Минэкономразвития

На статью «Ультиматум экономике» (№ 76 от 30.04.2013, стр. 04)

Я не говорю, что нам не надо строить дорожную инфраструктуру, улучшать городское хозяйство.

Нам не надо строить амбициозные дороги под амбициозные проекты на средства налогоплательщиков – в расчете на то, что это создаст новые рабочие места (общественные работы) и обеспечит подъем производства, как было во времена Великой депрессии. На такую инфраструктуру уйдут средства, предназначенные для пенсий и финансовой подстраховки, а объемы производства от этого никак не вырастут, отраслевой мультипликатор не сработает.

Вот построили дорогу для саммита АТЭС – и что в итоге? Кому она нужна? Где отдача от вложений? Ее нет. То же самое в миниатюре с инфраструктурой, скажем, для особых экономических зон: деньги ушли в песок, а инвесторов как не было, так и нет. Начинать надо с другого – с нормализации бизнес-климата и среды социальных взаимодействий. Это задача политическая, требует системных реформ – и силами Минэкономразвития ее не решить.

Наталья Смородинская, Москва

Сценарий для «Газпрома»

На новость «Газпром» больше не самый прибыльный» (www.vedomosti.ru от 30.04.2013)

«Газпром» утратил лидерство по прибыльности». И я так понимаю, это только начало. Осенью ожидается отъем у ГП («Газпрома». – «Ведомости») монополии на экспорт газа (Сечин и Тимченко не спят), хотя вроде как только на экспорт СПГ и только на рынки АТР (чтобы не конкурировал с трубопроводным в Европе), но все равно плешь будет проедена. Далее коронная тема – разделение бизнеса ГП на добычный и транспортный сегменты, т. е. попросту отъем у ГП трубы. Уже с февраля эти разговоры идут в Кремле, сначала за закрытыми дверьми, а сейчас уже в открытую. И третий акт пьесы – окончательное разделение «национального достояния», слив всех убыточных проектов в госкомпанию и приватизация прибыльных сегментов.

Анна Анненкова, Москва

Мечта автомобилиста

На статью «Дороги отфутболены» (№ 76 от 30.04.2013, стр. 01)

Допустим, я заплатил, чтобы доехать от Москвы до Анапы по платной дороге, 1400 руб. При этом совершенно очевидно, что я не должен думать о том, какого качества будет полотно дороги (оно должно быть нормальным по определению), будут ли меня «терзать» каждые 25 км «гайцы» (они должны обеспечивать БДД, а не просто меня тормозить), я не должен беспокоиться, хватит ли мне бензина до следующей заправки (они должны быть везде минимум через 20–30 км), я не должен искать в течение часов кафе и мотель (что, например, сейчас при движении по трассе «Дон» приходится делать постоянно). Пока в России нет ни одного готового продукта под названием «платная дорога» и плату брать не за что.

Дмитрий Попов, Москва