Экспертиза: Нужны другие правила игры


Не существует отдельной проблемы эффективности или неэффективности бизнеса – тут я с Андреем Николаевичем [Клепачем] не соглашусь. Потому что есть правила игры, которые задает государство. Если государство в момент кризиса заявляет, что готово поддерживать и эффективных, и неэффективных, то, конечно, это провоцирует определенное недобросовестное поведение. Однако в рамках такой модели оно совершенно рационально. Рационально быть неэффективным предприятием, потому что именно это позволяет получить доступ к государственной поддержке.

Пока хорошая новость – в том, что у России есть большие ресурсы, которые потенциально могут обеспечить существенное ускорение темпов роста. Плохая новость – в том, что сейчас они работают неэффективно. Труд распределен неэффективно, и, я считаю, в этом большая «заслуга» роста бюджетных расходов в момент кризиса. Нынешнее снижение безработицы говорит просто о том, что госсектор забрал существенную часть трудовых ресурсов, создав для бизнеса давление с точки зрения динамики зарплат. Проблема экономики – на стороне предложения, это проблема ее структуры, проблема снижения конкурентоспособности производства.

Совершенно понятно, что Россия находится в состоянии жесткой бюджетной политики и монетарная политика тоже достаточно жесткая. Но причина этой жесткости связана с тем, что прежние инструменты неработоспособны в рамках той прежней модели экономики, которая остается. И сбережения бюджета совершенно разумно сейчас не тратить, потому что не очевидно, что строительство всех этих дополнительных трамплинов и т. д. – это то, что нам сейчас нужно. Эти финансовые ресурсы можно потратить в рамках новой структурной модели, если сможем в нее перейти. Если не сможем – тогда, по всей видимости, нас ждет некоторое ослабление жестких правил и это будет неэффективно с точки зрения экономического роста.

И когда я говорю «использовать более эффективно», я подразумеваю, что нужны другие правила игры. То есть это не вопрос необходимости куда-то потратить дополнительные триллионы, а это вопрос создания таких правил игры, чтобы бизнес сам захотел вернуть капиталы – с Кипра или откуда-то еще – и чтобы ему было интересно инвестировать здесь, а не за рубежом.