ЦБ не смягчился

ЦБ продублировал апрельское решение, оставив неизменными ключевые ставки и снизив ставки по долгосрочным операциям

Центробанк оставил ключевые ставки неизменными (рефинансирования – 8,25%; репо – 5,5%; по депозитным операциям – 4,5%). Но, как и в апреле, регулятор снизил на 0,25 п. п. ставки по некоторым долгосрочным операциям. В сообщении ЦБ отметил, что инфляция остается выше целевого диапазона – 7,2% на 13 мая, – что говорит о сохранении инфляционных рисков, особенно в преддверии повышения тарифов естественных монополий. Эти риски перевесили проблему замедления экономики, которое, как отмечает ЦБ, может продолжиться.

Рынок ориентировался на сохранение ставок: такого решения ожидали 18 из 24 экономистов, опрошенных Bloomberg, и 7 из 11, опрошенных Reuters.

На снижение ставок ЦБ, вероятно, пойдет не ранее июля, полагают аналитики. За время после предыдущего заседания совета директоров ЦБ инфляция чуть ускорилась (с 7% по итогам марта) и может остаться выше 7% до конца июня, отмечает Александр Морозов из HSBC. ЦБ, несмотря на давление, продолжит настаивать на приоритете инфляции и будет ждать ее снижения, согласна Юлия Цепляева из BNP Paribas. В заявлении ЦБ не содержится ничего, что бы указывало на возможность снижения ключевых ставок в июне, пришел к выводу Дмитрий Полевой из ING.

Снижение ставок по второстепенным долгосрочным операциям – сигнал, что политика ЦБ смягчится во втором полугодии, заключает Морозов. Проведение ряда долгосрочных операций ЦБ приостановлено, снижение ставок по ним для рынка вообще ничего не значит, отмечает Полевой.

Между тем индексы непродовольственных цен и базовый (чувствительные, в отличие от динамики продовольственных цен или регулируемых тарифов, к монетарной политике) остаются ниже цели ЦБ в 6% еще с начала 2012 г., указывает Владимир Осаковский из BofA Merrill Lynch: «Основное инфляционное давление остается слабым». В то же время апрельские макроданные свидетельствуют о слабости экономического роста, которому политика ЦБ отнюдь не помогает, заключает он.

Максим Орешкин из «ВТБ капитала» советует ЦБ быть более дальновидным: действия ЦБ приносят эффект с лагом в несколько месяцев и если ориентироваться на прогноз инфляции конца года, то ставки нужно было снизить еще месяц назад. «У ЦБ есть возможность ошибиться в двух направлениях: он может снизить ставки – и это приведет к ускорению инфляции; он не снижает ставки – экономика опускается в рецессию. С точки зрения долгосрочной устойчивости экономики ошибка с рецессией гораздо опаснее», – рассуждает Орешкин. Устойчивый рост экономики может опираться только на инвестиции, а если в результате фискальной или монетарной политики инфляционные риски вырастут, то можно сказать «до свидания» любым частным инвестициям, а других нет, предупреждал замминистра финансов Алексей Моисеев.

Рост ВВП во II квартале, по оценке «Ренессанс капитала» и Российской экономической школы, может составить 1,5% (пока в ней не учтены майские данные), или 0,3% к I кварталу с сезонной очисткой (1,1% и минус 0,1% в I квартале соответственно, по оценке Минэкономразвития). При этом баланс сил в пользу роста или снижения остается примерно одинаковым.