Мексика прожилась

Более 10 лет власти Мексики раздавали дешевые ипотечные кредиты. Но бум подошел к концу. Строительные компании на грани банкротства, часть домов пустует

Строительные компании Urbi Desarrollos Urbanos и Corporacion Geo привлекли более $1 млрд за счет выпуска валютных облигаций, но в апреле перестали платить проценты. Среди кредиторов, привлеченных жилищным бумом в Мексике, – известные имена: Urbi сообщила, что иски к ней в США подал Deutsche Bank, в Мексике – GE Capital. А мексиканское подразделение канадского Bank of Nova Scotia судится с Geo. Британские Ashmore Group и BlueBay Asset Management и американская Pimco сформировали комитет кредиторов Urbi и Geo, рассказали люди, знакомые с ситуацией.

Программу доступного жилья активно реализовывали правительства пришедшей в 2000 г. к власти Партии национального действия. Чиновники рассматривали ее как способ ускорить экономический рост и расширить ряды среднего класса. Государственное ипотечное агентство Infonavit массово выдавало ипотечные кредиты, а строительным компаниям предоставлялись госсубсидии. Правительство было заинтересовано скорее в том, чтобы отчитаться о большом количестве ипотечных кредитов и стимулировать экономический рост с помощью строительства, а не в реализации долгосрочной стратегии решения жилищной проблемы, считает профессор Оскар Кастро, специалист по городскому планированию ITESO Jesuit University of Guadalajara. «Это был очень простой способ вложить деньги в экономику и довести их донизу, до строителей и плотников», – говорит он.

За 12 лет Infonavit, на которое приходится 75% ипотечных кредитов, выдало 4,4 млн займов – вдвое больше, чем с момента своего создания в 1972 г. по 2000 г. Большинство кредитов предоставлялось работающим людям с зарплатой менее $630.

Чиновники и топ-менеджеры госкомпаний ежегодно проводили роуд-шоу в Нью-Йорке и Лондоне, чтобы привлечь капитал в виде кредитов, через размещение облигаций и акций; население страны растет и строительный бум будет продолжаться, заявляли они. Мексиканцы зачастую брали кредиты практически с закрытыми глазами, признает Виктор Мануэль Боррас, который руководил Infonavit около восьми лет.

С 2000 г. было построено не менее 2 млн домов, продававшихся за $15 000–30 000. Жителям новых домов нередко приходится тратить очень много времени на дорогу, порой в поселениях трудности с коммунальными услугами, нередки жалобы на низкое качество жилья. Данные переписи населения в 2010 г. показали, что 14% домов пустует.

Столкнувшись с многочисленными проблемами, правительство в 2011 г. стало сокращать субсидии девелоперам. Новые правила для их получателей заставляли строить на более дорогой земле ближе к городским зонам, возводить многоквартирные дома. Многие компании стали испытывать финансовые проблемы и сокращать объемы строительства.

Участники рынка надеялись, что новая администрация президента Энрике Пенья Ньето, занявшего пост в декабре, поможет. Но в феврале он лишь заявил, что намерен продвигать программу строительства высотных домов, после чего акции и облигации девелоперов рухнули. А банки стали закрывать им кредитные линии.

Правительство не собирается спасать строителей. «Каждая компания сама отвечает за себя», – заявил Йорг Карлос Рамирес, курирующий в кабинете жилищную политику.

Хотя ситуация и напоминает ситуацию на жилищном рынке США шесть лет назад, есть и серьезное отличие. Мексиканский кризис ограничен сектором дешевого жилья.