Правила игры: Немного позитива


В ситуации, когда дискуссия о льготах для компаний, участвующих в благотворительной деятельности, идет исключительно на концептуальном уровне, когда партнеры компаний из числа некоммерческих организаций переживают «агентский кризис», когда общественная поддержка благотворительности готова снова переместиться в неформальную область, корпоративная филантропия продолжает свое развитие. Подтверждением этому могут служить три тенденции в данной сфере, достаточно новые, но важные для укрепления социальной сферы.

Первая тенденция касается крупных компаний, в том числе из госсектора. Если еще недавно они отличались поддержкой масштабных проектов в сфере культуры и спорта, а также финансированием социальной инфраструктуры в регионах, то в последний год многие из них запустили процессы анализа существующей деятельности и разработки новых стратегий. Процесс этот достаточно трудоемкий, поэтому ожидать новых проектов и программ можно будет лишь в 2014–2015 гг. Однако сам факт означает систематизацию и качественное изменение отношений между бизнесом и другими секторами.

Вторая важная тенденция – все более осознаваемая бизнесом потребность профессионального признания и оценки своей деятельности в сфере благотворительности и социальных инвестиций. Если еще недавно статуэтка «Благотворитель Мценского уезда» с улыбкой, но удовольствием ставилась на полку, то сегодня компании хотят быть представлены как в рейтингах на федеральном и региональном уровнях, так и в большей степени в сборниках лучших практик.

В поддержку и первой, и второй тенденции нельзя не отметить выросший запрос на образование в сфере КСО и благотворительности. Если еще недавно можно было назвать лишь несколько вузов, имевших в своем портфеле профильные курсы, то сегодня появление профессорской позиции имени уважаемой компании или целого корпоративного факультета становится все более распространенной практикой. Безусловно, можно спорить о качестве данных курсов или о правильности данного подхода в целом, но заказ на обучение, очевидно, присутствует и будет развиваться.

Третья тенденция связана с изменением отношения к благотворительности у регионального бизнеса. Хотя большинство региональных компаний пока используют в своем арсенале далеко не полный набор возможных подходов к организации благотворительных программ, желание сделать эту работу более эффективной и видимой приводит к интересу к происходящему в других местах, а также появлению новых площадок общения на региональном уровне. Следствием этого будет не только развитие горизонтальных связей и обмен опытом, но и потребность в соответствующих услугах со стороны профессиональных ассоциаций и других некоммерческих организаций.

К сожалению, данные тенденции, которые, конечно, являются результатом просветительской работы многих экспертов и активной позиции лидеров, существуют параллельно с другими, не столь позитивными сюжетами. Компании все еще стремятся делать все программы и даже реструктуризацию своей политики сами, без привлечения специалистов из некоммерческого сектора. По-прежнему спектр тем, интересных компаниям, не включает поддержку инфраструктуры НКО, защиту прав человека или помощь взрослым, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Как и раньше, в подходах компаний не хватает долгосрочного стратегического партнерства с выбранными для поддержки организациями, а превалирует краткосрочный проектный подход.