Требуется профессионал

Задуматься о найме профессионального гендиректора предпринимателю полезно с самого первого дня ведения бизнеса. Но даже это не гарантирует успех

Американец Стив Брэнем из Толедо (штат Огайо) почти 40 лет проработал детским стоматологом. И неожиданно решил заняться бизнесом совсем в другой отрасли. Брэнем изобрел и запатентовал средство для детей по уходу за полостью рта. Он предполагал, что это будет лишь первый продукт из линейки подобных товаров, которые он будет продавать массовому потребителю.

Деньги на ветер

Но едва предприниматель начал договариваться о продаже своего продукта в магазинах, как тут же столкнулся со сложностями. Тогда он обратился за советом к местным предпринимателям, но был обескуражен их ответом. Пять крупных компаний, торгующих потребительскими товарами, отказались от его предложения о партнерстве. И он выбросил на ветер $10 000, наняв профессора из колледжа, чтобы тот написал ему бизнес-план. По словам Брэнема, план оказался настолько примитивным, что он и сам мог бы написать такой, пользуясь шаблонами подобных документов в интернете.

Из случившегося Брэнем сделал вывод о том, что ему нужна целенаправленная помощь человека с предпринимательской жилкой в характере. Через своего адвоката он познакомился с Майком Дженнессом. Тот в свое время основал одну компанию, но потом ее продал и теперь искал новые карьерные возможности. После нескольких встреч Брэнем и Дженнесс решили объединиться. За минимальную плату и часть акций Дженнесс стал первым штатным работником компании Брэнема. Предполагалось, что, как только молодая компания найдет инвесторов, Дженнесс начнет получать более подходящую для его должности зарплату.

Сегодня Брэнем – председатель совета директоров и мажоритарный акционер Branam Oral Health Technologies, компании, которая продает четыре продукта для ухода за полостью рта в 1000 розничных магазинов по Америке. Дженнесс – гендиректор компании. Он отвечает за операционную деятельность. И он же помог бизнесу получить $2 млн от венчурных капиталистов. «Я всем все время объясняю, что я занимаюсь нашей интеллектуальной собственностью, а Майк ведет бизнес», – говорит 65-летний Брэнем, который до сих пор остается практикующим дантистом.

Опыт имеет цену

Начинать новый бизнес всегда тяжело, но еще тяжелее начинать его в новой, незнакомой отрасли. Один из способов преуспеть – это найти себе опытного соучредителя, как сделал Брэнем. Другой способ, к которому прибегают неопытные предприниматели, – это нанять опытного профессионала. Последняя мера позволяет предпринимателю сохранить больше контроля над бизнесом и легче расстаться с работником, если отношения не сложились.

«Если вы разработали продукт или услугу, это совсем не означает того, что вы лучше всех можете вывести эту новинку на рынок», – объясняет Джулиан Ланж, профессор по предпринимательству Бэбсон-колледжа в Веллесли (штат Массачусетс).

Однако цена вопроса может оказаться слишком высокой для предпринимателя с небольшим стартовым капиталом, добавляет Ланж. По его мнению, с этой проблемой можно справится, если искать людей, которые уже раньше с большим успехом открывали новые компании и руководили ими.

Со второй попытки

В 2008 г. американец Мэтт Лозон был едва оперившимся, вчерашним выпускником колледжа. У него не было опыта создания бизнеса, и он даже никогда не работал в офисе. Но именно ему пришла в голову идея создать компанию по изготовлению ювелирных украшений на заказ. Он даже разработал технологию и специальный станок для тех, кто самостоятельно мастерит ювелирные украшения. Эти устройства Лозон планировал продавать в розничных магазинах. Гендиректор, которого он нанял, обладал опытом построения отношений с розничными торговыми компаниями.

Впоследствии Лозон и гендиректор решили, что бизнес будет выгоднее вести в интернете, используя модель прямой работы с клиентом. Однако выяснилось, что в этой сфере у только что нанятого гендиректора практически нет никакого опыта. В итоге топ-менеджер переместился в совет директоров, а Лозон стал думать, что делать дальше. На какое-то мгновение ему захотелось самому возглавить компанию, но он быстро отказался от этой мысли. «Я увидел, сколько времени я потратил, чтобы компенсировать последствия своего невежества», – вспоминает сейчас он.

И тогда Лозон нанял еще одного гендиректора, который руководит компанией по сей день. А Лозон занимает должность председателя совета директоров. «Я отдаю всю свою энергию и страсть построению корпоративной культуры компании и общению с клиентами. А еще пытаюсь сохранять объективную картину того, что происходит в моем бизнесе», – говорит теперь Лозон.