Валютные споры

Финдиректор ВТБ Герберт Моос считает, что клиенты начали массово перекладываться в валюту и это влияет на ликвидность банков. Другие банкиры с ним не согласны

Другие банкиры не согласны с Моосом. «Я не вижу таких случаев [перехода клиентов в валюту], надеюсь, такая тенденция и не сложится», – сказал журналистам президент Сбербанка Герман Греф. «Мы не наблюдаем какой-либо активной скупки или перекладывания средств в валюту нашими клиентами. Рублевые остатки продолжают расти», – говорит первый вице-президент Газпромбанка Екатерина Трофимова. «Даже если кто-то это отмечает, то скорее всего лукавит, потому что достоверная статистика подобного рода операций существует только с большим лагом в два-три месяца и тогда можно судить о том, что случилось», – считает главный исполнительный директор Deutsche Bank в России Павел Теплухин. «То, что об этом говорят, это скорее всего эмоции свои высказывают, чем обсуждают серьезную статистику», – полагает он (цитаты по «Прайму»).

Заявление министра финансов Антона Силуанова о возможном ослаблении рубля не только привело к волатильности на валютном рынке, но и повлияло на ликвидность банков, считает Герберт Моос. «Эти заявления осложнили нам проблему ликвидности: корпораты, услышав об ослаблении рубля, начали конвертировать свои депозиты в доллары, и это снизило рублевую ликвидность и увеличило валютную, и все пришло в движение», – цитирует его «Прайм».

Рубль начал падать в понедельник после заявления Силуанова Bloomberg о покупке валюты для резервного фонда в августе. Во вторник глава ФРС Бен Бернанке сообщил, что скорректирует масштабы выкупа активов по программе количественного смягчения в 2013 г., что еще больше усугубило ситуацию на развивающихся рынках. За последние четыре дня рубль ослабел к доллару на 3,5%, к евро – на 2,3% до максимума с октября 2011 г. Вчера на 20.00 мск корзина стоила 37,62 руб.

У банков сейчас переизбыток валюты и существенный недостаток рублей, говорит Моос: «Они (корпоративные клиенты. – «Ведомости») конвертируют все в доллары и обратно кладут. Эти заявления создают волатильность на рынке без всяких на то оснований». «Мы не видим на валютном рынке серьезного спроса со стороны корпоративных клиентов», – утверждает Станислав Ярушевичюс из ING: у банков растут валютные остатки, но они связаны с большими поступлениями валюты, в том числе от частных лиц, а валютное кредитование в России не пользуется большим спросом.